Аполлон, Арес, Люсина и Афина: как используют роботов для обучения нового поколения казахстанских врачей
КазНМУ имени Санжара Асфендиярова провел в 2020 году массивное обновление Симуляционного центра — в этом месте с помощью новейших технологий подготавливают молодых врачей работать с пациентами на роботах-симуляторах.
Площадь Симуляционного центра увеличили в полтора раза до 3 500 квадратных метров. Общее количество оборудования составило 550 единиц, среди них — 50 единиц интерактивного и высокотехнологичного медицинского обучающего оборудования — 50 единиц. В центре теперь 46 учебных помещений среди которых есть блок педиатрии, блок хирургии, блок акушерства и гинекологии, терапевтический блок, блок скорой и неотложной помощи и кабинеты общего пользования.
Центр включает в себя: компьютерный класс с информационной панелью, учебные аудитории с мультимедийным проектором для проведения интерактивных лекций и демонстрационно-тренажерные классы.
Доступные студентам КазНМУ тренажеры позволяют отрабатывать даже самые сложные случаи – например, роды у беременной, страдающей диабетом. На другом манекене можно отрабатывать процедуру вакуум-отсоса из трахеи при попадании в нее содержимого желудка, что иногда случается у больных, находящихся под общим наркозом.
С помощью остальных манекенов учатся устанавливать капельницы для внутривенного введения лекарств, а также отрабатывают навыки «запуска» остановившегося сердца с помощью дефибриллятора. Все действия студентов фиксируются видеокамерой, и сразу же после окончания занятия проводится «ДЕБРИФИНГ»: студенты вместе с преподавателем анализируют ошибки.
При производстве таких манекенов применяются десятки разновидностей синтетических материалов, что обеспечивает им максимальное сходство с тканями человеческого тела. Для того чтобы студенты могли успешно отрабатывать навыки оказания медицинской помощи, каждый из манекенов находится в отдельной аудитории.
Центр разделен по блокам исходя из специализации врачей
- Блок акушерства и гинекологии (Женская консультация, род.зал, операционная).
- Блок педиатрии (Инкубатор (неонатальный) для новорожденных, Блок интенсивной терапии АМПЛА 2085 в комплекте (Реанимационный стол)
- Блок хирургии (комната лапароскопических тренажеров, малая операционная, комната для базовых хирургических манипуляций, операционная, лапароскопия, стол СЕКТРА)
- Терапевтический блок (комната виртуальный пациент: роботизированный манекены VI поколения – БодиИнтеракт и Академикс, комната физикальных обследований, комната для базовых сестринских манипуляций).
- Блок неотложной медицинской помощи (ЭКГ, комната неотложной помощи для взрослых: роботизированный манекен VI поколения — Апполон, комната сердечно-легочной реанимации, Реанимация для отработки простых навыков,).
Как подчеркивается, созданные в центре условия позволяют будущим врачам отработать реальную работу в больнице. Они уже с первого курса проводят большую часть своего учебного времени на тренажерах, чтобы потом быть готовыми приступить к обучению непосредственно у постели больного.
Какое оборудование доступно будущим врачам
СЕКТРА стол — интерактивный стол, который представляет собой 3D атлас анатомии человека. Позволяет взаимодействовать с более чем 2 000 анатомическими структурами в трехмерном и поперечном виде, а также с сотнями тестов. Sectra Table может быть использован для улучшения следующих областей медицинского образования и клинической подготовки: Радиология, Гистология, Ортопедия, Анатомия, Спортивная медицина, Диагностическая визуализация, Судебная медицина и Хирургия.
БодиИнтеракт — это интерактивная виртуальная система, предназначенная для отработки постановки диагноза, принятия клинических решений и развития клинического мышления при помощи технологии «виртуальный пациент».
АПОЛЛОН
Робот-симулятор 6 уровня реалистичности. Отработка навыков оказания неотложной помощи в команде. Он оснащен программой анализа выполнения сердечно-легочной реанимации. Аполлон позволит вам контролировать правильность проведения реанимационных мероприятий по ряду критериев, а именно правильное положение рук, глубина и частота компрессий грудной клетки.
АРЕС
Робот-симулятор для оказания экстренной помощи. Совмещает в себе простоту манекена для оказания экстренной помощи и моделируемую автоматическую физиологию пациента, переводит обучение специалистов по догоспитальному уходу на новый уровень.
ЛЮСИНА
Робот-симулятор для отработки навыков родовспоможения. Обучение приемам родовспоможения, включая предродовый и послеродовый периоды. Робот-симулятор представляет собой интегрированную систему из двух взаимосвязанных физиологических моделей – матери и плода
АФИНА
Робот-симулятор 6 уровня реалистичности. Полностью повторяет анатомию и физиологию пациента женского пола. До сегодняшнего дня подходящего робота для отработки навыков оказания пациентам женского пола не существовало.
ТИМСИМ
Симуляционная платформа для командного тренинга 7 класса реалистичности.
Отработка навыков командного взаимодействия в лапароскопической хирургии
Полнофункциональный учебный симуляционный комплекс, достоверно имитирующий условия работы медицинских специалистов разных профилей, объединенных в одну хирургическую бригаду для выполнения лапароскопических вмешательств.
БЭСТА.ГУРУ
Обучение по программе БЭСТА в виртуально-дополненной реальности
Базовый эндохирургический симуляционный тренинг и аттестация
АКАДЕМИКС, ВИРТУАЛЬНЫЙ ПАЦИЕНТ, (Виртуальный пациент AcademiX) Виртуальный пациент с подробным описанием классификации, патогенеза, анамнеза, жалоб, осмотра, симптомов, способов диагностики и лечения.
Таким образом студенты КазНМУ получают возможность совершенствовать практические навыки уже с 1 курса, последовательно их улучшать на все более сложных тренажерах, отрабатывая не только клинические навыки, но и умение выстраивать диалог между врачом и пациентом. Развитие симуляционного обучения повышает качество подготовки медицинских кадров, позволяет готовить врачей-универсалов, способных работать в любых условиях. Помимо этого, симуляционный центр дает платформу для улучшения навыков и практикующих врачей, позволяя проводить сложные командные тренинги в рамках программ дополнительного профессионального образования.