По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый третий житель планеты, более 3 млрд, страдает неврологическими расстройствами, которые ежегодно уносят свыше 11 млн жизней. Необходимы срочные научно обоснованные и скоординированные глобальные действия по отношению к здоровью мозга. ВОЗ предупреждает, что, если не принять меры, бремя неврологических нарушений продолжит расти, и призывает сделать этот вопрос приоритетным в плане постоянных инвестиций, расширения доступа людей к медицинской помощи, усиления мониторинга в данной сфере.
Завтра в Алматы начинает работу VII Международный конгресс стран Тюркского мира по рассеянному склерозу. Одна из его организаторов и участниц – наша собеседница Сауле Туруспекова, доктор медицинских наук, главный внештатный невролог Минздрава РК, заведующая кафедрой нервных болезней Казахского национального медицинского университета имени С. Асфендиярова.
Витамин имеет значение
– Сауле Тлеубергеновна, в статистике неврологических недугов казахстанцев этот диагноз стоит далеко не на первом месте. Почему же столь пристальное внимание оказалось направленным именно на него?
Ещё одна особенность РС в том, что заболеванию больше подвержены женщины. Из общего числа наших пациентов их более двух с половиной тысяч. Вот вам и статистика! Женщина в активном, в том числе репродуктивном, возрасте или уже ставшая мамой, и вдруг как гром среди ясного неба – инвалидность… В прошлом году впервые диагноз рассеянного склероза был поставлен 644 пациентам, из которых 463 женщины.
– И здесь гендерный перекос не в нашу пользу. Известны ли причины такой напасти?
– До конца они ещё не ясны, однако считается, что определённую роль здесь играет особенность иммунной системы, заложенная генетически. Подчеркиваю: речь идёт не о наследовании болезни через какой-то конкретный ген, а о генетической предрасположенности, то есть о повышенной вероятности, что иммунная система может отреагировать определённым образом. Толчком к возникновению могут стать вирусная инфекция, недостаток витамина D. В пуле факторов не исключается загрязнение окружающей среды. Совокупность ряда причин налицо, но главную ещё предстоит вычислить. Есть уверенность, что это произойдёт в обозримом будущем, потому что развитие нейронаук переживает буквально бум, идёт семимильными шагами получение новых знаний.
Неврология Казахстана занимает достойное место в мировой медицинской науке как в плане диагностики, так и в терапии заболеваний. Один яркий тому пример: Казахстан в числе 35 стран мира принимал участие в третьей фазе международного клинического исследования по безопасности и эффективности нового препарата для больных, перенесших инсульт. Мне была оказана честь быть национальным координатором этого проекта, в Казахстане он завершён блестяще, о чём вскоре с гордостью доложим на Всемирном конгрессе по инсульту в Барселоне.
По многим критериям поменялась диагностика РС, его терапия располагает множеством новых препаратов, требующих серьёзной схемы назначения.
Агрессор по ошибке
– И можно говорить о полной победе над рассеянным склерозом?
– Очень бы хотелось, но на сегодняшний день при невозможности полностью излечить пациента это хроническое заболевание можно и нужно взять под контроль. А ведь ещё вчера, по историческим меркам, в ХХ веке РС был реально приговором. Теперь благодаря иммуномодулирующим, иммуносупрессивным препаратам, изменяющим его течение, достигается снижение частоты и тяжести обострений и, естественно, замедляется прогрессирование инвалидизации. Практически все терапевтические опции, которые есть в мире, имеются и у нас – одобренные, зарегистрированные, обеспечивающие больных в рамках обязательной бесплатной медицинской помощи и ОСМС.
Ключевой момент – начать лечение как можно раньше, а для этого необходимо, чтобы врач вовремя поставил диагноз.
Сегодня наша главная цель – добиться хорошей, достаточно длительной ремиссии. Ключевой момент – начать лечение как можно раньше, а для этого необходимо, чтобы врач вовремя поставил диагноз. Чем скорее начинается высокоэффективная терапия, тем больше шансов сохранить качество жизни человека. Многие наши пациенты продолжают работать, создают семьи, путешествуют, занимаются спортом.
– К склерозу мы привыкли относиться с юмором, на уровне «не помню, где очки или зачем пришёл на кухню». Что происходит при его рассеянном собрате?
– Это серьёзная аутоиммунная патология, при которой иммунная система настолько ошибочно перестраивается, что начинает нападать на собственные нервные клетки. Система атакует миелиновую оболочку, покрывающую нервные волокна головного и спинного мозга. Повреждение оболочки сначала замедляет прохождение нервных импульсов, а со временем полностью блокирует. Отсюда возникают самые разные симптомы: слабость или онемение конечностей, проблемы с речью, зрением, координацией движений. Но в том и коварство болезни, что с этими проблемами человек отправится к офтальмологу, кардиологу, сосудистому хирургу и так далее, не подозревая об истинной причине происходящего с ним. Поэтому мы, неврологи, сравниваем РС с хамелеоном, который прячется, меняя окраску… Сейчас мы знаем, что наряду с демиелинизацией идёт процесс нейродегенерации, то есть потери мозговой ткани, и наша кафедра при помощи разных форм взаимодействия просвещает не только неврологов, но и врачей общей практики более внимательно собирать анамнез пациентов с жалобами такого рода, чтобы не упустить дорогое время начала терапии. Разумеется, надо всеми способами доносить эту важную информацию в целом до населения.
Не нужен нам берег турецкий
– И с диагнозом РС, учитывая возможности отечественной неврологии, совсем не обязательно отправляться за рубеж?
– Однозначно. Коллеги из Турции были искренне удивлены свидетельством профессора Еркына Нургужаева, президента Ассоциации неврологов Казахстана, об уровне оказания медицинской помощи нашим пациентам с РС, бесплатным обеспечением препаратами последнего поколения. В их стране, кстати, родоначальнице международных конгрессов Тюркского мира по данному профилю, такого нет. Благодаря принятому стандарту по неврологии в наших регионах один за другим открываются кабинеты рассеянного склероза. На очереди организация центров по аутоиммунным заболеваниям. Нынешнее развитие телемедицины даёт возможность врачам устраивать совместные консультации, консилиумы, вести коллективную, консенсусную работу.
– Из каких соображений название конгресса отсылает к конкретной этноязыковой общности народов? Разве у заболевания, о котором идёт речь, есть расовая принадлежность?
– Дело в том, что рассеянный склероз раньше считался болезнью только европейцев, причём исключительно северных широт. Потом выяснилось, что она встречается у южан-итальянцев. Дальше подтвердилось немалое число пациентов в Египте, Иране, Турции, не относящихся к европеоидной расе. И наконец, заболевание «нейрооптикомиелит», всегда считавшееся восточным вариантом рассеянного склероза, оказалось отдельным и более тяжёлым, чем РС, поражающим зрительные нервы и спинной мозг, требующим специфического лечения. Терапия, аналогичная при РС, только усугубит диагноз, действительно распространённый в азиатских регионах. Словом, никакой геополитики, а многообразие особенностей нашей физиологии…
– Какой совет вы можете дать людям, чья жизнь разделилась на «до и после» вердиктом медиков?
– Во-первых, ни в коем случае так не считать. Во-вторых, победить шок и не поддаваться панике. Болезнь надо принять осознанно, научиться управлять ею, стараться жить в состоянии душевного равновесия. Помогать другим, кто сталкивается с таким же диагнозом. Необходимо придерживаться режима правильного питания в сочетании с отдыхом, разумными физическими нагрузками. Как никогда важна поддержка близких, друзей, коллег по службе. Но во главе угла стоит приверженность терапии, назначенной специалистом, безусловное выполнение всех его предписаний. И будьте уверены, что ваша жизнь продолжится и в ней ещё случится множество интересных и важных событий!
Светлана СИНИЦКАЯ
Источник: kzaif.kz/health/vizit-hameleona



