В КазНМУ прошла встреча Министра здравоохранения РК Елжана Биртанова с медицинской общественностью
16 февраля 2017 года в Зале Славы КазНМУ состоялась встреча Министра здравоохранения РК Елжана Биртанова с медицинской общественностью города Алматы по вопросам внедрения ОСМС и информационно-разъяснительной работы по основным направлениям Послания Главы государства. В мероприятии приняли участие руководитель Фонда обязательного социального медицинского страхования Елена Бахмутова, заместитель акима города Алматы Румиль Тауфиков, руководители медицинских организаций города Алматы, руководитель НИИ и НЦ, акимата города Алматы, представители НПО, профессиональных медицинских ассоциаций, профсоюзов, частных медицинских организаций.
В ходе встречи обсудили ключевые вопросы внедрения ОСМС в свете реализации Послания Главы государства «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», этапы его реализации и меры по повышению качества и доступности медуслуг.
Комментируя развитие системы здравоохранения в свете внедрения ОСМС, министр здравоохранения Елжан Биртанов сообщил, что создаваемый в Казахстане Фонд обязательного социального медицинского страхования станет также и оператором гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. “Комитет оплаты медицинских услуг ликвидируется. Полномочия и компетенции в этой части переходят фонду. Мы вынесли предложение, и оно на Национальной комиссии по модернизации экономики поддержано, о передаче Фонду социального медицинского страхования функции единого дистрибьютора лекарственных средств изделий медицинского назначения. Планируется передача СК «Фармация» в активы Фонда, поскольку фонд является у нас основным оператором средств на оказание медицинской помощи в стране», — сказал министр.
Было отмечено, что сотрудники Комитета смогут подать заявки на трудоустройство в Фонд на общих основаниях. «Безусловно, квалифицированные должны сотрудники работать в Фонде. Те, люди, кто зарекомендовал себя в Комитете, смогут претендовать на должности, но это не автоматически будет происходить, поскольку это госслужба и будет проходить процесс ликвидации Комитета. Филиалы Фонда будут создаваться уже начиная с июля. Они будут регистрироваться. Весь процесс закупа на 2018 год должен будет делаться силами Фонда,наверное, совместно в сотрудничестве с филиалами комитета, еще так, уходящая функция, и, безусловно с МИО», — сказала руководитель Фонда обязательного социального медицинского страхования Елена Бахмутова.
В ходе обсуждения грядущей роли МИО министр отметил, что в рамках ГОБМП за местными исполнительными органами остается возможность дополнительно выделять средства для обеспечения медицинской помощью, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения. «Действительно, сегодня есть факт, что средств ГОБМП не хватает и в некоторых случаях МИО имеют право выделить отдельное финансирование для, допустим, редких заболеваний, каких-то дополнительных затрат, на которые не предусмотрены средства республиканских бюджетом. По некоторым позициям сегодня МИО осуществляет закуп и хранение лекарственных средств, профилактических, имунно-биологических и других лекарственных средств, изделий медицинского назначения», — сказал он.
Также Биртанов сообщил, что на МИО будет возложен большой блок работы в рамках службы охраны общественного здоровья. «Предполагается поэтапное существенное увеличение расходов государства на охрану общественного здоровья. К сожалению, у нас в плане профилактики расходы минимальные, мы все деньги тратим на лечение здоровья. Это в большей степени реализационные мероприятия, по предотвращению воздействия факторов окружающей среды, санитарного благополучия, пропаганда здорового образа жизни. Мы считаем, что с точки зрения здоровья населения не только Минздрав или Минкультуры должны пропагандировать, но и работа должна быть на местах, там где люди живут, питание, водообеспечение, условия жизни, ЖКХ, факторы производства. Необходимо как раз на местах работу проводить в целом для укрепления здоровья», — сказал министр.
Значительный часть обсуждения была посвящена вопросу приватизации медицинских организаций. Планируется дальнейшее снижение барьеров для бизнеса и создания равных условий конкуренции для государственных и частных клиник. «Глава государства в своем Послании поручил предоставить равные возможности. Я говорю здесь присутствующим государственным клиникам: особое отношение к государственным клиникам — его больше не будет. В той нормативно-правовой базе, которую для Фонда сейчас мы прописываем касательно процедур выбора там любые какие-то требования, которые подразумевают, что у госсектора есть какие-то большие полномочия, они будут исключены. К примеру, в части на сегодняшний момент действующих правил выбора поставщиков, мы планируем этот приказ отменить или внести в него изменения. Некоторые требования будем исключать, к примеру, в части необходимости введения субподрядчиков – непонятно, никто не может обосновать для чего это нужно? Почему нельзя войти в реестр поставщиков и там работать? Гражданский кодекс он все регламентирует, но зачем-то мы даем полномочия дополнительные Комитету,МИО по формированию каких-то реестров, которые ограничивают доступ предприятий независимо от форм собственности к заключению договоров. Масса требований по каким-то гарантиям письменным. Я не знаю, зачем они нужны и что будет, если ты их не соблюдаешь. Снижение барьеров — это не только для частного сектора, но и для госсектора», — сказал Биртанов.
Он отметил, что планируется и упростить работу врачей. «И пациенты и врачи сильно жалуются. Настолько мы все зарегулировали: отчетные формы, очень много требования. Глава государства сам поручил провести полную проверку контрольно-надздорных функций госорганов. В этой части будет работа продолжаться в целом в целях облегчения деятельности на рынках, создания равных условий», — сказал министр.
Высказался глава ведомства и о планах приватизации медицинских учреждений. «Мы в первом полугодии 2017 года хотим представить единый план развития инфраструктуры и показать, как будет переходить в частный сектор. Понятно, есть стратегические объекты, клиники, занимающиеся вопросом социально-значимых заболеваний. Но по поводу остальных государство должно поставить вопрос: Зачем я этим владею, если есть другая организация,которая более эффективно работает. Министерство экономики в части управления госактивами занимает жесткую позицию — либо ликвидируйте, либо приватизируйте. И такая политика будет проводиться», — сказал министр.
Сообщается, что в части отбора поставщиков будут установлены требования, указанные в нормативно-правовом акте Минздрава. Планируется развивать действующую систему национальной аккредитации.
На встрече был поднят и вопрос неправильного распределения средств в рамках подушевого финансирования в результате того, что значительное число казахстанцев проживает не по месту регистрации. «По результатам регистрации нам нужно провести повторное переприкрепление по всей стране. Значительные объемы населения реально в январе-феврале прикрепились, а деньги за них в прошлом году мы перепланировали в другие регионы. Нужно решать. Пересмотреть и перенаправить те деньги, которые мы контрактировали по душевому нормативу по факту. Люди должны понять, что, например, если ты зарегистрировался в Алматы, то ты должен следующий этап сделать — пойти и прикрепться к полилинике, чтобы получить базовый пакет услуг», — сказал министр.
Министр предложил собравшимся проверить, где конкретно находятся средства, направленные на финансирование их лечения. «Поскольку они не ходят в поликлинику, деньги продолжают идти из года в год. Человек живет в Астане, например, а оказывается, что он прикреплен в Усть-Каменогорске», — сказал Биртанов.
В целом, говоря о проводимой работе по информированию населения Казахстана о внедрении ОСМС, глава Минздрава подчеркнул важность понятия солидарной ответственности за здоровье, важность обеспечения практически стопроцентного участия казахстанцев в системе. «Система является обязательной для всех граждан Казахстана. Мы ввели норму, что даже граждане Казахстана, которые работают за рубежом, несут обязанность по выплате в фонд. Если они возвращаются, то у них даже долги накапливаются, они должны погашать. Независимо от того, где ты работаешь, ты гражданин Казахстана, ты вносишь деньги в Фонд. Здоровые платят за больных. Те, кто в данный момент нуждаются,они будут пользоваться средствами фонда. Это первый принцип — всеобщая солидарность и обязательность», — сказал Биртанов.
Он отметил, что вопрос солидарности охватывает не только сферу здравоохранения. Так,по его словам, от ряда граждан звучали заявления о том, чтобы взносы платили только работающие официально граждане. При этом, по словам главы минздрава, неплательщики взносов могут столкнуться с тем, что им придется платить полную сумму за медицинские услуги в частных и государственных организациях, что может оказаться дорогим для граждан. «Это вопрос в целом участия населения в экономике, развитии государства. Сегодня эти люди не вносят в наш бюджет, но при этом пользуются всеми услугами — гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, образование, охрана, порядок и так далее. В целом это концептуальный вопрос: насколько это справедливо. Те причины, которые привели нас к созданию Фонда, они в том числе подразумевают солидарность», — сказал министр.
При этом, было подчеркнуто, что не планируется до 2020 года вводить административные штрафы в отношении казахстанцев, которые не уплачивают взносы. Технически, как сообщила Бахмутова, оплата будет проходить через НАО «Правительство для граждан», которые будет перечислять средства на специальный счет Фонда в Нацбанке. «Все данные будут передаваться Комитету государственных доходов, который будет обязательно осуществлять администрирование взносов, а также наложение штрафов и применения мер воздействия в отношении работодателей, не осуществляющих удержание взносов у работников и не производящих оплату взносов. Что касается неактивного населения, то для них не установлен режим штрафов», — сказала она.
В ходе встречи представители общественности задали главе Минздрава ряд вопросов. Так его попросили сообщить о том, как будет решаться вопрос наблюдаемой в ряде регионов нехватки лекарств, которая вынуждает пациентов приобретать медикаменты за счет своих личных средств. Биртанов отметил, что планируется принять меры по повышению эффективности работы системы распределения лекарств. «В целом, на следующий год и в дальнейшем мы будем рассматривать возможность увеличения финансирования. На препараты в рамках ГОБМП цена устанавливается министерством, формулярной комиссией. Что касается розничных препаратов, здесь мы должны пересмотреть всю идеологию. Мы начали разрабатывать проект закона, дающий право Минздраву проводить ценовое регулирование на коммерческом рынке. Многие страны по этой схеме работают, когда маржа фиксируется, мы к этому должны идти, когда цены практически не отличаются от аптеки к аптеке. Что касается назначения дорогих лекарств, будет приниматься решение в части ужесточения рецептурного отпуска. Но это человеческий фактор. Наверное, реально это можно устранить через устранение контакта населения с продавцами. Президент поручил развивать информационные технологии. Мы начали работу по реализации этого проекта. По амбулаторному лекарственному обеспечению мы можем, в принципе, исключить и обеспечить централизованный закуп и доставку этих препаратов через информационные системы и, в принципе люди в аптеках могут приходить и приобретать препараты уже зная, какие есть опции. В целом будем развивать электронную торговлю в этой сфере», — сказал министр. Он отметил, что планируется на сайте министерства планируется разместить информацию об аналогах лекарств и их ценах в аптеках.
Представители клиник, в свою очередь, подняли вопрос значительной ответственности врачей за врачебные ошибки, которая может демотивировать сотрудников системы здравоохранения. Было отмечено, что, в частности, по статье 317 УК РК «Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником» применяются санкции, примерно равные умышленным приступлениям против личности. «Диспозиции статьи 318 «Нарушение порядка проведения клинических исследований и применения новых методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации» и статьи 322 «Незаконная медицинская и фармацевтическая деятельность и незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ» позволяют широко трактовать правонарушения и привлекать медицинских работников. Сейчас несколько громких уголовных медицинских дел. Они вызывают и деморализацию медиков и широкий резонанс», — сказал представитель «Ассоциации клиник Алматы» Расул Дюйсенов.
В связи с этим, представители медицинской общественности поинтересовались позицией Минздрава по вопросу возможности декриминализации преступлений в сфере здравоохранения. «Что касается декриминализации — полностью поддерживаю. Здесь, конечно, мы в свое время упустили, когда этот законопроект разрабатывался, хотя он согласовывался с общественными организациями. Необходимо, наверное, здесь нам как профессиональным сообществам в сфере здравоохранения объединиться. У нас есть большие общественные объедиения. Мы готовы их поддержать в части пересмотра этих норм Уголовного Кодекса. Кроме того сейчас в финальной стадии разработки находятся нормативные документы, законы по страхованию профессиональной ответственности медицинских работников. Концепция у нас есть. В первом полугодии 2017 мы должны уже его вывести на обсуждение. В этом году планируется с таким законопроектом выйти в Парламент», — сказал Биртанов.
Информационная справка
7 февраля т.г. стартовал третий этап информационно-разъяснительной работы по внедрению ОСМС. Данный этап предусматривает широкую разъяснительную работу с населением, коллективами учреждений, организаций, предприятий, хозяйств, представителями НПО и др. по вопросам внедрения ОСМС. В его рамках также будут даны разъяснения об основных поправках, вносимых в законопроект об обязательном социальном медицинском страховании. Внедрение ОСМС позволит улучшить здоровье казахстанцев и увеличить продолжительность жизни, повысить доступность качественной медицинской помощи, создать систему здравоохранения, способную отвечать потребностям населения, расширить лекарственное обеспечение на амбулаторном уровне, снизить уровень неформальных платежей в системе здравоохранения.
Пресс-служба КазНМУ