Дистанционное обучение в преподавании «русского языка как иностранного» студентам КазНМУ
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) в нашей стране применяются в сфере высшего и послевузовского образования с середины 2000-х годов. При дистанционном обучении студенты изучают весь 100% объём информации. Процесс построен на коммуникациях через интернет.
Из-за распространения коронавируса студенты КазНМУ с 16 марта перешли на дистанционное обучение. Преподаватели вуза теперь выполняют свои обязанности в удалённом режиме.
Переход на дистанционное обучение практически произошёл безболезненно по причине двух слагаемых: первое – это единая корпоративная среда между студентами и преподавателями и второе – наличие платформы для управления учебным процессом (MOODLE КазНМУ, Classroom, ZOOM и другие).
Занятия для иностранных студентов на кафедре языковых дисциплин КазНМУ проходят онлайн и офлайн. Преподавательский состав кафедры максимально эффективно организовал процесс обучения и контроль качества на платформе MOODLE КазНМУ. Данная платформа соотвествует стандартам модульного обучения. Весь обучающий материал разделен на самостоятельные комплексные блоки по неделям. Последовательно изучая учебный материал мы имеем возможность демонстрировать в курсе учебных материалов текстовые файлы, изображения, презентации, аудио и видео файлы, например, фото и рисунки «На приеме у врача», при изучении детального падежа лексической темой является «Иду к врачу».
Система контроля знаний в виде опросов, тестов, разработанные преподавателями позволяют постоянно менять и отслеживать уровень усвоения полученных знаний у иностранных студентов. Так, к примеру, различные виды тестов с использованием вопросов в закрытой форме (множественный выбор) или только с ответом «Да/Нет», короткий ответ, числовой, на соответствие, случайный вопрос, вложенный ответ и другие позволяют постоянно мониторировать знания и развивают мотивационно-ценностную деятельность, повышая уровень ответственности самих студентов за результат своей учебной деятельности.
Развитие коммуникационных навыков – одна из самых важных особенностей платформы Moodle КазНМУ. На форумах системы периодически проводится групповое обсуждение и обмен сообщениями, прикрепляются файлы разных форматов, а также сохраняется личная переписка и возможность личного обсуждения грамматических вопросов с преподавателем. Так, к примеру, очень часто иностранным студентам знакомо правописание падежных окончаний. Они без особых усилий заучивают их наизусть. Но они в недоумении какой падеж и в каком случае нужно его употребить. И тут на помощь им приходит видео объяснение преподавателя: где и как используются следующие падежи: «Иду в университет» — винительный падеж; «Иду к врачу» — дательный падеж; «Иду с занятий» — родительный падеж; «Иду с другом» — творительный падеж; «Иду по тропинке» — дательный падеж; «Иду без белого халата» — родительный падеж.
В процессе обучения студенты руководствуются учебным пособием «Русский язык для студентов-иностранцев медицинских факультетов», изданным в 2019 году преподавателями кафедры – к.ф.н.,доц. Бактыбаевой А.Т., доц. Татаренко Т.Д., лектором Лисариди Е.К. под общей редакцией к.м.н., доцента Джардемалиевой Н.Ж., которое способствует формированию языковой компетенции будущего медика, обучению приёмам и навыкам самостоятельной работы, развитию самоконтроля.
Так, к примеру, при подготовке студентов к тестированию, в поисках форм промежуточного тестового контроля мы предлагаем тесты открытого типа. Тесты открытого образца — это тесты, где в соответствующее предложение необходимо вставить пропущенное слово или словосочетание. Подбор необходимого слова или словосочетания основан не на догадке с помощью контекста, а на понимании грамматической конструкции предложения. Один из вариантов открытого теста рубежного контроля выглядит так:
1.В поликлинике мы встретили … . наш новый врач
Мы подошли … .
Мы поздоровались … .
Или же мы использовали такой вид теста.
Model : Это мой друг. Вы знакомы … ?
Это мой друг. Вы знакомы с ним?
Или Это наша медсестра. Вы поздоровались … ? Может быть, вы не знакомы…. ?
У студентов перед глазами варианты открытых тестов. Это своего рода тексты-матрицы. Они имеют профессионально-ориентированное содержание и разный порядок предъявляемых конструкций. Поскольку предложения-конструкции практически не повторяются и их выполнение ограничено временем выполнения, то вероятность списывания минимальна. Как показывает наша практика преподавания, систематическая работа по тестам данного типа по-настоящему формирует грамматическую компетенцию студентов-иностранцев и способствует выходу на реальную речевую коммуникацию.
Тест без говорения нельзя считать полноценным. По сравнению с тестированием других речевых навыков, организовать тест по говорению при помощи дистанционного обучения трудно. Точнее подготовить и записать его несложно, а проверить возможные варианты ответов студентов без говорения сложно. Нашим студентам мы предлагаем диалоги на медицинскую тематику, тексты по медико-биологическому профилю. Тестируемые должны понимать содержание вопроса собеседника в ситуациях, определенных учебной программой, адекватно и неподготовлено реагировать на реплики собеседника, отвечать на вопросы. Ответы-реплики должны быть оформлены в соответствии с современными нормами русского языка.
Мы предлагаем задания: прослушайте описание ситуации и определите, что вы должны узнать из текстов. Потом прослушайте текст. После прослушивания прочитайте предлагаемые варианты ответов. В паузу выберите правильный, по вашему мнению, вариант и отметьте его в контрольном листе.
Ситуация 1. Врач просит вас.
- A) ответить на вопросы.
Б) снять одежду.
- B) выйти из приемного покоя.
Г) пройти в смотровую.
Ситуация 2. Врач выписал рецепт и сказал, что вы должны
- A) принимать лекарство по системе.
Б) идти домой и лечь в постель.
- B) соблюдать постельный режим.
Г) идти в аптеку, чтобы купить лекарство.
Есть задания. Часть 1. Решение практических задач. Запишите свои ответы в контрольных листах.
Ситуация 1. У вас на приеме больной с желчекаменной болезнью.
Узнайте, зачем он обратился к врачу.
— Обратитесь к пациенту. Расспросите о симптомах заболевания.
— Узнайте, когда появились первые признаки заболевани.
— Узнайте, сколько времени он болеет.
— Узнайте, какие лекарства он принимал.
Согласно результатам опроса, студенты-иностранцы отзываются положительно о курсе русского языка. Им интересен материал занятий по грамматике, дополнительный материал по развитию профессионального диалога, потому что он связан с их будущей профессией. Наличие заданий, подразумевают свободные ответы на вопросы и необычный новый подход в обучении. Дистанционное обучение помогает им умело планировать свою работу, развивает умение находить и пользоваться учебной литературой. Лексический материал занятий русского языка развивает навыки: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного.
В целях совершенствования своей работы преподаватели провели обратную связь со студентами и опросили их. Некоторые студенты отметили сложность представленных заданий, недостаточное количество времени на изучение темы и тот факт, что система иногда не защитывает правильный ответ. Однако, большей части студентов курс понравился, что демонстрирует следующий рисунок.
Несомненно, наряду с преимуществами дистанционного обучения, преподаватели столкнулись с некоторыми трудностями. Отсутствие личного контакта, несвоевременный выход на занятие, постоянная потребность в компьютере и высокоскоростном интернет-соединении привносило определенную нервозность в проведение занятий. Однако подобный формат обучения наглядно продемонстрировал жёсткую самодисциплину и самоконтроль как у преподавателей, так и у студентов.
Следовательно, большой опыт и педагогический стаж (более 20 лет) преподавателей русского языка в иностранных группах, наличие качественного пособия и огромный личный потенциал, вкупе со Всемирной паутиной, сделало получение желаемой профессии у студентов-иностранцев реальным, доступным и интересным.
Бактыбаева А.Т. к.ф.н., доцент,
Татаренко Т.Д. доцент,
Лисариди Е.К. лектор кафедры
языковых дисциплин КазНМУ им. С.Асфендиярова