Международная конференция «Роль и место фармакологии в подготовке специалистов здравоохранения: вызовы времени и пути их решения»
С 30 сентября по 1 октября 2016 года в Казахском Национальном Медицинском Университете им С.Д. Асфендиярова прошла международная конференция «Роль и место фармакологии в подготовке специалистов здравоохранения: вызовы времени и пути их решения», организаторами которой выступили сотрудники кафедры фармакологии при поддержке партнеров – ENB, CoRSUM,Elsevier. В работе конференции принимали участие представители медицинских вузов Казахстана (Астана, Алматы, Караганда, Семей, Туркестан, Шымкент), а также Казахского медицинского университета непрерывного образования и Национального центра экспертизы лекарственных средств. В качестве международных экспертов выступили ведущие ученые и специалисты в области фармакологии и рационального применения лекарственных средств: профессор DavidWoods (UniversityofOtago, NewZealand), DuncanEnright (ManagingDirectorEBNHealth, UK), профессор Чеботаренко Н.А. (Исполнительный директор Коалиции по рациональному применению лекарственных средств CoRSUM), профессор ЭдгарасСтанкявичюс (Директор Института фармакологии и физиологии Университета Наук о здоровье, Литва), профессор Зиганшина Л.Е. (Казанский федеральный университет, Кокрейн Россия, ЕвроХелт Группа), профессор Тилекеева У.М. (Кыргызская медицинская академия, Бишкек).
В настоящее время в условиях динамично развивающейся медицины особую актуальность приобретает изучение фармакологии, которая дает фундаментальные знания по лекарственным препаратам, позволяющие впоследствии их рационально выбирать для конкретных пациентов, с учетом их индивидуальных особенностей, а также закладывает основы для персонифицированной терапии.Адекватная лекарственная терапия способствует эффективности лечению и, как следствие, урежению перехода в хронические формы заболеваний, снижению показателей инвалидизации активного, трудоспособного населения. Как показали многочисленные исследования, наиболее затруднительными вопросами в практике врача является выбор лекарственного препарата, правильная дозировка в зависимости от возраста, состояния пациента, наличия тех или иных сопутствующих заболеваний. Особое значение приобретают знания по нежелательным побочным действиям, взаимодействию препаратов, комбинированию лекарственных средств и т.д. Основы знаний по всем этим вопросам закладываются на курсе базисной фармакологии. Поэтому повышается актуальность изучения фармакологии и, конечно, совершенствование методик ее обучения и образовательных программ, которые необходимо пересмотреть с учетом современных требований и реалий. В отчете о реализации проекта МЗиСР РК «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения РК по итогам 2009 – 2015 года», в рамках которого проводились тренинги, где непосредственное участие принимали сотрудники кафедры фармакологии, рассмотрены и рекомендованы программы фармакологии в период обучения на постдипломном уровне. Но при этом совершенствование образовательных программ по подготовке будущих практических врачей в период бакалавриата имеет не меньшее значение.
В ходе работы данной конференции были определены единыеподходы в понимании и планировании образовательной программы с учетом накопленного опыта и рекомендаций международных экспертов, приняторешение по совершенствованию образовательного процесса, внедрению методик по наиболее оптимальному изучению фармакологии на разных уровнях подготовки медицинских и фармацевтических специалистов здравоохранения, соответствующих мировым стандартам и позволяющих готовить конкурентоспособных, грамотных специалистов для практического здравоохранения, владеющих культурой рационального назначения лекарственных средств.Была отмечена необходимость увеличения объема часов, выделенных на изучение базисной фармакологии с целью повышения эффективности обучения и охвата всех групп лекарственных средств. Участниками конференции определены основные положения резолюции, принятой на конференции.