ОСМС: выгоды для всех
Фонд социального медицинского страхования начал свою деятельность по сбору отчислений и взносов с 1 июля нынешнего года. И хотя сроки внедрения ОСМС перенесены с 2018-го на 2020-й, он продолжает свою работу. До конца года Минздрав РК планирует собрать в этом фонде не менее 25 млрд. тенге.
После того как 4 сентября на открытии парламентской сессии президент страны призвал не спешить с внедрением обязательного медстрахования, в Астане и Алматы прошел ряд «круглых столов» с участием представителей Министерства здравоохранения, депутатов, представителей госорганов, Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», частных медорганизаций и экспертного сообщества, а также работодателей из всех регионов Казахстана.
В частности, на состоявшейся 8 сентября в Астане встрече с представителями НПП «Атамекен» и медицинской общественностью министр здравоохранения Елжан Биртанов заявил, что считает разумным перенос сроков внедрения ОСМС, в первую очередь, из-за нерешенности вопроса с самозанятыми. Однако он заверил, что с точки зрения оказания медицинских услуг все уже готово.
– Система ОСМС находится в высокой степени готовности, – заверил министр. – Частные и государственные клиники готовы к конкурентной борьбе.
К слову, частные клиники охотно подают заявки на участие в системе страхования. Они составляют почти половину от общего числа поликлиник и больниц. Многие из них готовы оказывать и первичную медико-санитарную, и высококвалифицированную помощь. Поэтому министерство готово снизить количество проверок и отчетности, чтобы мотивировать бизнес к тому, чтобы качественно лечить казахстанцев.
Фонд социального медстрахования, продолжив начатую работу по сбору отчислений и взносов, со следующего года должен выступить в качестве оператора бюджетных денег. То есть в течение двух последующих лет медуслуги будут оказываться в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОПМБ). В этот период плательщиком за медуслуги будет фонд медстрахования. При этом, по мнению министра, систему ГОБМП необходимо конкретизировать, «поскольку объем средств, выделяемых из госбюджета на здравоохранение, не растет в номинальном выражении».
На прошедшую в конце сентября в Алматы деловую встречу Елжан Биртанов и председатель правления Фонда социального медстрахования Елена Бахмутова пригласили и руководителей клиник, и предпринимателей.
– Есть большое количество самозанятого населения, которое, являясь экономически активным, работоспособным, не участвует в развитии государства, не платит налоги, – сказал тогда министр. – Но при этом оно работает и, в принципе, обладает неким прожиточным минимумом. Поэтому основной вопрос, над которым работает правительство, – это то, каким образом мы должны вовлечь данную категорию населения в систему ОСМС. Если эти люди не могут участвовать в системе медицинского страхования, мы все равно должны оказывать им минимальный пакет бесплатной медицинской помощи, гарантированный Конституцией. И наша задача – вовлечь их в систему медицинского страхования так, чтобы они были застрахованы, вносили взносы и соответственно были охвачены впоследствии качественной медицинской помощью.
Отвечая на днях на вопрос корреспондента агентства «Интерфакс-Казахстана», не проще ли было поднять подоходный налог с 10 до 15%, чтобы эти дополнительные 5% отдавать целевым способом на лечение, председатель правления НАО «Фонд социального медицинского страхования» Елена Бахмутова уточнила, что это не налог, а социальный платеж.
– У нас есть социальный налог, который идет в бюджет, – сказала она. – Теоретически он должен служить источником расходов на социальную сферу. Понятно, что его размер недостаточен для покрытия социальных расходов. В дополнение к налогам есть социальные платежи, которые идут, минуя бюджет, на конкретные цели. К примеру, функционирует Государственный фонд социального страхования (ГФСС), в который работодатель обязан уплачивать отчисления за своих сотрудников. Эти платежи начались в 2005 году и постепенно выросли с 1,5% до 5% от дохода работника. Пособия из ГФСС положены в случае инвалидности, утраты кормильца, беременности и на период ухода за ребенком в возрасте до 1 года.
По словам Бахмутовой, это распространенный в мире механизм, который укладывается в трехуровневую систему социальной защиты. Первый уровень гарантирован для всех из бюджета, второй уровень – для тех, кто занят в формальном секторе и за кого производились отчисления в специальные фонды, третий уровень – частный.
По такой же схеме построено финансирование здравоохранения. Первый уровень – государственный, который обеспечивает минимум медицинской помощи, без которого человек не может обойтись. Второй уровень – пакет ОСМС при наступлении страхового случая, то есть дополнительные услуги, но только в том случае, если человек платил взносы или за него делались отчисления, то есть если он застрахован. А третий уровень – частные расходы, деньги из собственного кармана.
Чего следует ожидать участникам системы ОСМС? На этот вопрос отвечает доцент Казахского национального медицинского университета им С. Асфендиярова, кандидат медицинских наук Болат Жантуриев, который не первый год занимается всесторонним изучением данного вопроса.
– Система медстрахования выгодна всем, – уверяет он и перечисляет.
Для населения выгоды заключаются в следующем: повышение степени доступности и качества медицинской помощи; создание системы здравоохранения, ориентированной на него и способной отвечать его потребностям; улучшение здоровья, увеличение продолжительности и качества жизни; расширение возможностей в плане амбулаторного лекарственного обеспечения; снижение уровня неформальных платежей на медицинские услуги.
Выгоды для государства: универсальный (всеобщий) охват медицинской помощью; солидарная, наряду с государством, ответственность граждан и работодателей в деле охраны здоровья; финансово-устойчивая система здравоохранения, позволяющая сбалансировать объемы потребления и финансирования; совершенствование рыночных механизмов в отрасли; появление стимулов для развития государственно-частного партнерства в здравоохранении (а это дополнительные рабочие места и технологии); повышение эффективности использования финансовых ресурсов; подотчетность перед обществом с точки зрения использования ресурсов.
Выгоды для поставщиков медицинских услуг (медицинских организаций): стабильное и адекватное финансирование в зависимости от эффективности их деятельности; стимулирование к внедрению новых корпоративных методов управления и менеджмента.