Студентка четвертого курса факультета общественного здравоохранения медицинского университета имени Санжара Асфендиярова в Алматы Айым Окаева учится по специальности «эпидемиология». (Прежде в медвузах Казахстана существовали факультет эпидемиологии, где студенты учились шесть лет. Около десяти лет назад эти факультеты объединили с факультетами общественного здравоохранения.) В этом году в крупнейшем медицинском вузе в Алматы дипломы эпидемиологов получат 40 студентов. Во время пандемии коронавируса они проходят практику в алматинском департаменте контроля качества и безопасности товаров и услуг. Они проводят опрос среди заболевших коронавирусом граждан.
— Коронавирус пришел и в нашу страну. Поэтому мы совместно с комитетом помогаем вести профилактическую работу. Мы проводим опрос среди зараженных. Выясняем, когда и при каких обстоятельствах люди заболели, известно ли им о средствах защиты, с каким количеством людей контактировали. На первом курсе многие из нас не знали, чем будем заниматься в будущем. Зато поняли сейчас, на практике, когда вирус получил распространение. Поэтому не думаю, что ошиблась с выбором профессии, — говорит студентка.
КТО БУДЕТ ГОТОВИТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ?
Доктор медицинских наук, профессор Сакен Амреев планы министерства здравоохранения по подготовке эпидемиологов в короткие сроки воспринимает как пустые слова. По его мнению, из медицинских работников, которые учились по другой специальности, невозможно в короткие сроки сделать эпидемиологов.
— В свое время в [Казахстане] были медико-профилактические факультеты, на которых готовили специалистов санитарной гигиены. Позднее они были закрыты. В результате мы дошли до такой ситуации. Теперь в правительстве говорят о необходимости ускоренной подготовки эпидемиологов, которых не хватает. Кто их будет готовить? Что значит ускоренная подготовка? На словах специалистов не подготовишь. Для их подготовки нужны преподаватели, профессора. В идеале в шести медицинских университетах страны должны открыть факультеты эпидемиологии. Чтобы начать подготовку, необходимо собрать специалистов, которые ушли в разные места. Эта проблема будет решена, если пригласят специалистов, — говорит профессор.
По мнению эксперта, для того чтобы в будущем Казахстан был готов к таким эпидемиям, необходимо не только регулировать подготовку эпидемиологов, но и восстановить санитарно-эпидемиологическую службу.
— В советское время существовала санитарно-эпидемиологическая служба. Позднее в Казахстане появилось неправильное представление об этой службе, посчитали, что эта служба не нужна, она лишняя и не имеет ничего общего с медициной, и ее закрыли. Осталось одно название, многие специалисты ушли. Возможно, на это повлияло мнение тех, кто сидел наверху. Штаты сократили. Там нет базы. Сотрудникам сократили зарплату. Без ее восстановления ситуация не улучшится, — говорит он.
Врач из Алматы гражданский активист Кайыргали Конеев считает, что причиной сокращения эпидемиологов стали низкая зарплата и коррупция.
Ни для кого не секрет, что в санэпидслужбе разгул коррупции.
— Почему мало квалифицированных эпидемиологов? Они покинули службу. Сейчас они сидят в частных клиниках независимыми аудиторами. Они сидят в крупных ресторанно-гостиничных комплексах. Самой эпидемиологической службы сейчас практически не осталось. Первая причина, естественно, — это зарплата. Вторая причина — это административное давление. Ни для кого не секрет, что в санэпидслужбе разгул коррупции. Многие профессионалы, которые не хотят жить и работать по этим правилам, покидают эту службу. Отток кадров произошел именно в последние два-три года. Сейчас вместо эпидемиологов сидят юристы, педагоги. В квалификационных требованиях нет четкого разделения, нет требования о высшем медицинском образовании. Это требование исключили. Нужно в корне менять эту систему, — говорит врач.
Ректор медицинского университета имени Санжара Асфендиярова в Алматы Талгат Нургожин считает, что «причиной нехватки эпидемиологов являются низкие зарплаты и небольшое количество государственных образовательных грантов».
Заведующая кафедрой детских инфекционных болезней Медицинского университета Астана Динагуль Баешева говорит, что в Казахстане никогда не было проблем с борьбой с инфекциями. «Вакцины есть. Думали, если не будет вакцин, то есть сильные антибиотики. В результате подготовка специалистов сократилась», — говорит она.
На заседании нижней палаты парламента — мажилиса — в конце апреля депутат Азат Перуашев обратился к правительству с запросом возобновить подготовку врачей-эпидемиологов. Перуашев отметил, что выпускники этой специальности не могут найти работу. Между тем СЭС нанимает не эпидемиологов и вирусологов, а менеджеров и юристов. Депутат Перуашев попросил принять меры по созданию специализированного эпидемиологического центра на базе Карагандинской медакадемии или Западно-Казахстанского медуниверситета, восстановить специальность эпидемиологии в медвузах и выделить дополнительные гранты для абитуриентов в новом учебном году.
Главный санитарный врач Казахстана Айжан Есмагамбетова в интервью 4 мая на странице министерства в Facebook’е сообщила, что для решения этой проблемы в 2020 году в вузах откроют профильную магистратуру по эпидемиологии и увеличат подготовку студентов по этой специальности.
По данным министерства здравоохранения, в Казахстане в медицинской сфере работают 250 тысяч человек. 72 тысячи из них — врачи. В настоящее время в борьбе с коронавирусом задействованы 16 тысяч работников здравоохранения.
По состоянию на утро 11 мая в Казахстане вирусом заразилось 5126 человек. 1942 человека выздоровели, 31 человек скончался.
Подробнее: https://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-coronavirus-medical-worker-article/30605032.html