Ректор КазНМУ Талгат Нургожин: Свобода ВУЗов – импульс развития
Свобода была и остается одним из главных богатств народа и каждого человека. На самом деле свобода жизненно важна и в сферах деятельности. Высшее образование нуждается в ней ничуть не меньше малого бизнеса или творчества. Это понимает наше Министерство образования. Накануне министр Асхат Аймагамбетов предложил антикризисный план развития высшего образования. Основной посыл – академическая и полная свобода крупных конкурентоспособных ВУЗов.
Шаг 1
- Вовлечение в образование представителей бизнеса и производства, иностранных преподавателей, обмен специалистами на межрегиональном уровне. В нынешних реалиях действительно в любой профессии на первый план в части профессиональной пригодности ставятся практические умения, а научить этому лучше могут именно работающие специалисты, практики. В нашем ВУЗе мы тоже руководствуемся таким правилом. На кафедрах работают врачи-клиницисты, в качестве наставников привлекаются специалисты, которые могут не только рассказать, но и наглядно показать и научить, как лечить пациентов.
- Возможность выбора формы обучения. Дистанционное, очное, смешанное (blended-learning) формы обучения – это реалии, продиктованные временем. Информационные технологии развиваются огромными темпами, и мы должны использовать цифровые технологии во благо развития Университета. КазНМУ за последние несколько лет активно развивает систему дистанционного формата — от поступления и подачи документов до обучения и контроля своей успеваемости. Разрабатываются и внедряются новые образовательные программы, новым технологиям обучаются и преподаватели.
- Усиление требований к докторантам. В этой ступени обучения действительно не место формальности. Научные работы должны быть тесно привязаны к практическому применению, представлять ценность.
Отмена ВОУД. Отмена контроля по общеобразовательным дисциплинам должна сыграть на руку и ВУЗам, и студентам, и всей системе высшего образования, ведь при нынешнем уровне академической свободы вузов необходимости в ВОУД больше нет. Это позволит снизить административную нагрузку на организации образования и предоставит им возможность самостоятельного устранения выявленных нарушений. В медицинском образовании уже несколько лет внедрена система независимой экзаменации, то есть преподавание отделено от итоговой экзаменации. Следующий важный шаг – это внедрение независимого экзамена по результатам освоения базовых медицинских дисциплин после окончания 3-го курса.
Шаг 2
- Конкурентоспособность и снижение финансовой нагрузки.
В условиях нестабильной экономической ситуации ВУЗы тоже испытывают трудности, и порой не в силах сдерживать цены на обучение, это ведь их источник дохода. При этом деятельность университетов социально ориентирована, поэтому просьбы министерства по сдерживанию стоимости обучения оправданы, а с пакетом предложенных изменений они еще и становятся реально осуществимыми.
Шаг 3
- Ранжирование ВУЗов и полная свобода добросовестных университетов.
Основной задачей Министерства образования и самих университетов в конечном счете является повышение качества, комфорта обучения и востребованность выпускников на рынке труда. Внедрение новых программ обучения это тоже важный пункт антикризисного плана. Но главное, стоить отметить, конечно, академическую свободу. Всецело поддерживая решение Министерства образования, хочу отметить его своевременность.
Не секрет, что проведение проверок со стороны контролирующих органов, особенно по жалобам недобросовестных преподавателей и студентов, вносит определенную дезорганизацию работы. Вместе с тем, государство, освобождая высшие учебные заведения от проверок, создает основу для ответственности самих университетов. А создание категории вузов повлечет за собой здоровую конкуренции между университетами, создание коллаборации с другими ведущими университетами, заинтересованность вузов в качестве образования.
Ярким примером желания вузов соответствовать духу времени является создание Лиги академической честности, в которую вступили 11 университетов.
Безусловно, свобода предполагает и обязанности. В данном случае, университеты должны не бояться внедрять новые технологии, позволяющие добиться максимальной синергии науки, образования и практики.
КазНМУ продолжает совершенствовать образовательные программы, в том числе совместно с зарубежными ВУЗами, стратегическими партнерами университета, в части повышения комфорта делается тоже немало: новое общежитие на 600 мест, обновленный Симуляционный центр, клинические базы, новые специальности. Верим, что предложенный план из трех шагов даст еще более мощный импульс развитию нашего университета и остальных ВУЗов страны.
КазНМУ всецело поддерживает предложенные инициативы. Да, возрастет конкуренция между ВУЗами, но в этом и есть главный рецепт повышения качества образования.
Подробнее: https://www.nur.kz/1868867-rektor-kaznmu-talgat-nurgozin-svoboda-vuzov—impuls-razvitia.html