Анатомия жизни студента-медика
Анатомия жизни студента-медика
Авторы: Чингиз Сайханов, Акмарал Жайлыбаева
Материал взят из интернет портала voxpopuli.kz
В преддверии посвящения в студенты, редакция VOX Populi решила подготовить репортаж о студентах-медиках и рассказать о том, каково же это — ежедневно заучивать тонны терминов, падать в обморок во время первого посещения морга и устало закатывать глаза при очередном вопросе «когда ты уже закончишь свой мед?».
1. Свой репортаж мы начинаем с отечественной кузницы кадров — Казахского Национального Медицинского университета им. С. Д. Асфендиярова.
2. Мы попросили Куаныша, выпускника КазНМУ поведать о всех тяготах и радостях жизни студента-медика.
3. Экскурсию решили начать с секции анатомии или «анатомки», как называют ее сами студенты. Большинство легенд меда родились именно тут.
4. Под анатомию выделен полностью весь этаж. Каждый урок студенты проходят определенную систему. Мы заглянули в случайный кабинет, нарушив гробовую тишину, стоящую там, тем самым заставив студенток оторваться от скрупулезного изучения учебного материала. Сегодня у них по программе сердце и легкие.
5. Покопавшись немного в блюде пинцетом и проигнорировав чье-то робкое замечание о том, что лучше бы это делать в перчатках,Куаныш вытащил нечто круглое, похожее на кукольное лицо, — «Голова ребенка, смотри». – «А это что?» – спрашиваю я, указывая на кастрюли под учебным столом. – «А это» – с нездоровым огоньком в глазах, ответил он, отворяя крышку и радостно демонстрируя хаотично плавающие в формалине человеческие органы, – «Сорпа!».
6. «Мы раньше на занятиях во время препарации жевали всякие кириешки, контики, нас это не смущало. Студенты к этому нормально относятся,» — уже выходя из кабинета говорит Куаныш. Его самое шокирующее воспоминание, связано с препарацией лягушки: «Нужно было срезать голову, после чего просунуть тонкую спицу ей в позвоночник, чтобы обездвижить. Противно было наблюдать за тем, как бедное животное потом билось в конвульсиях».
7. Шагая по длинному коридору, наполненному резким запахом формалина, Куаныш делится воспоминаниями: «Мне уже приходилось спасать жизнь. Это было в поезде. Хоть я и не практикующий врач, но медицинский тебя обязует к ответственности. Я ехал в поезде Алматы-Уральск и там была девочка, у которой был удален желчный пузырь. Год как она перенесла операцию, но последствия сказались, она еле переносила дорогу. Была слабость, не отпускали рвотные позывы. Пришлось выгнать всех из купе, чтобы дать ей немного воздуха. Я открыл окошко и всю ночь махал над ней полотенцем, поил водой. На утро она уже бегала. Самое приятное произошло тогда, когда она сходила с поезда. Она сказала «рахмет, ага», поцеловала и радостно убежала. Если бы у меня была возможность переучиться, я бы пошел на педиатра.»
8. И вот мы в другом кабинете. Нуридин Тлеубеков, студент второго курса оказался самым разговорчивым из всех присутствующих и поделился с нами своей историей: «Это был мой собственный выбор — стать врачом. В последний год обучения в школе я принял это решение. Ведь это востребованная профессия. Хороших врачей мало, а я уверен, что стану хорошим врачом». На вопрос о том, какие же у него были яркие впечатления, связанные с обучением в меде, он шутливо ответил — «У нас каждый день яркие впечатления», — кивнув в сторону подноса с человеческими органами.
9. Надев перчатки, Нуридин демонстрирует нам все, что лежит на учебном подносе: «Саггитальный разрез черепной коробки, ротовая полость, трахея, гортань: разрез сзади, язык.»
10. Все это надо непременно знать перед экзаменами, но даже если студенты не спят ночами и знают всю анатомку наизусть, согласно местному поверью, перед экзаменом «на удачу» нужно потереть нос вот этому созданию: «Сүйінші» – он якобы выбежал с пятеркой с экзамена» — объясняет Куаныш.
11. Если вы считаете, что после семи лет обучения в меде, все мучения и радости будущих врачей уже закончились, то вы глубоко ошибаетесь. Ведь далее начинается самое интересное — интернатура. О нелегкой жизни интерна готов нам поведать студент седьмого курса КазНМУ Зафар Сулейменов.
12. «Самые распространенные вопросы, которые нам задают знакомые: «а вы были в морге», «а сколько вам осталось учиться», «а ты знаешь какого-нибудь Сабыржана Ахымжановича», «а у меня здесь болит» «а если я выпью это, мне это поможет». Особенно вызывает недоумение, когда вопросы о здоровье задают по телефону. Если я и могу чем-то помочь, то мне необходимо провести хотя бы диагностику, осмотреть, я же не экстрасенс».
13. Доктором Зафар решил стать еще в 7 классе.
«Первые два года университета родные категорически меня не поддерживали, настаивали на том, чтобы я оставил учебу, потом смирились. Иногда бывает очень тяжело и бывают моменты, когда хочется бросить все. Я учусь уже седьмой год и как человек еще не сформировался. У меня нет карьеры, финансового достатка».
Свободными вечерами Зафар подрабатывает моделью: «Порой я чувствую себя бэтменом: днем я помогаю больным, осматриваю разных пациентов, ассистирую на операциях, а вечером надеваю красивый дорогой костюм и участвую в показах. Очень ощутимый и яркий контраст. Но с другой стороны, такая двойная жизнь помогает сохранять баланс, не дает совсем уж зазвездиться, как модели и окончательно стать снобом, как врачу».
14. Алима, подруга, коллега и сокурсница Зафара: «Я врач-хирург интерн, учусь на седьмом курсе КазНМУ. В хирургии все увидишь: начиная от пореза, заканчивая переломами, ножевыми, огнестрельными ранениями, суицидальными случаями, порой и с летальным исходом. Многие наши сверстники никогда не видели и не увидят моменты, которые видели мы».
15. «С другой стороны, — отмечает Алима, — в хирургии нет таких понятий, как «я устал» или «я девушка», никаких поблажек и скидок. Ты пришел на дежурство, ты обязан работать».
16. В планах Алимы, закончить 7 курс и пройти специализацию в онкомаммологии — это три года резидентуры. По ее мнению, это одна из самых актуальных проблем на данный момент в нашей стране и более-менее женский профиль в мужской профессии хирурга.
17. «Что касается личной жизни: ее нет». — делится проблемами Зафар. «Дежурство, учеба, работа — занимают все время». Алимаподхватывает: «Парни не особо приветствуют такой образ жизни. Ночные дежурства, все время в мужском коллективе, с разными пациентами — вряд ли это кому-то понравится».
18. «Иногда настолько отдаешься на работе в эмоциональном плане, что на другое тебя потом больше не хватает. Общение с пациентами, коллегами, полицией, наблюдение за тем, как люди болеют, страдают и ругаются отнимают много сил и энергии. Когда выхожу после дежурства, я даже с родителями не разговариваю, просто молчу». — продолжает Алима.
19. Лично я привыкла, что во всех фильмах и сериалах у врачей-хирургов однотонные шапочки, часто такого же цвета, что и хирургический костюм. Большим удивлением было увидеть на Алиме и Зафаре разноцветные уборы, с забавными рисунками. «Раньше мы носили однотонные шапочки, но потом захотелось разнообразия. Это вносит яркие краски в нашу скучную врачебную жизнь». — в одном этом высказывании квинтэссенция всей философии жизни студента-медика. Каким бы сложным не был путь обучения врача, медик-студент никогда не теряет оптимизма и не оглядываясь рвется вперед, лечить людей и спасать их жизни.