«Боимся заразиться, но это наш долг». Студенты-медики добровольно помогают изолированным
Студенты интернатуры рассказали о буднях в карантинном центре
Ряды врачей, борющихся с коронавирусом в Алматы, с недавнего времени пополнили молодые специалисты. 50 студентов Казахского национального медицинского университета имени Асфендиярова вызвались добровольцами, чтобы хоть немного снизить нагрузку на своих коллег. Об опасной практике они рассказали корреспонденту Azattyq Rýhy.
В карантинном центре, который организовали в общежитии университета, каждый день рискуют своим здоровьем 50 интернов и резидентов. Это молодые специалисты, еще не дипломированные, но уже без пяти минут врачи. Вместо домашнего отдыха они выбрали быть на передовой и сами вызвались на помощь. Врач-интерн 7 курса КазНМУ имени С. Д. Асфендиярова Нуридин Тилеубек сейчас мог бы спокойно лежать на диване, следя за работой коллег с экрана телевизора. Но не стал.
«Мы обратились в деканат, подали списки, что, если будет необходимость в молодых специалистах, мы всегда «за». Даже если брать опыт Китая – они ограничили доступ к пациентам взрослых врачей, которые подвержены наибольшему риску, и выпустили молодых специалистов. Да, они тоже могут заболеть, но у них заболевание протекает в легкой форме. Мы добровольцы, сами решились. Да, мы могли домой уехать, отдыхать, другими вещами заниматься. У меня, к примеру, на носу государственный экзамен. Я мог к нему готовиться, но я решил, что мне нужны практические навыки. Лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать. Вообще, спасибо моим друзьям. Мы с ними вначале посоветовались: «Ну что, пацаны, пойдем?». Все сразу сказали: «Пойдем». Мы все-таки все единомышленники», – начал свой рассказ студент.
В центр, где ребята проходят опасную практику, привозят пассажиров, прилетевших из-за рубежа. Студенты взяли на себя наблюдение и уход за ними.
«Пассажиры международных рейсов находятся на карантине в течение 24 часов, до выявления результатов ПЦР (полимеразная цепная реакция). Если выявляется положительный результат, их дальше транспортируют в инфекционные клиники. Когда рейс прилетает, мы оформляем базу данных, то есть собираем информацию, откуда прилетел, через какие страны летал, измеряем им температуру, давление, ведем контроль их общего состояния», – рассказывает Нуридин.
«Мы каждый день им разносим еду. Если есть какие-то личные пожелания, стараемся помочь. Доставку еды, если они заказывают, личные вещи, которые им приносят родственники – все им передаем. Но основная работа наша – сбор данных. Это нужно для поликлиники, для СЭС. Комнаты приготавливаем. После того как уехали пассажиры одного рейса, мы все постельные принадлежности меняем, даже жидкое мыло, все подготавливаем для новых прибывающих», – подхватывает его друг, тоже врач-интерн Жанибек Солтанай.
Это далеко не все их обязанности. Зачастую ребятам приходится работать и в роли психолога, что порой дается сложнее всего.
«Люди только с рейса, их продержали в аэропорту определенное время, поэтому они к нам приезжают голодные, нервные. Нужно к каждому находить подход, чтобы их успокоить. Нас учат в университете коммуникативным навыкам. Всегда задумывалась, зачем так много времени, часов уделялось этой теме. А сейчас понимаю, насколько это важно», – говорит студентка Таслима Саутова.
«Мы и в больницах, когда проходили практику, так же работали, как и здесь. Но здесь больше специфическая работа. Здесь люди агрессивнее. Мы стараемся их успокоить, все свои коммуникативные навыки используем. Честно говоря, сложно успокаивать каждого человека. Каждый раз нужно объяснять, что это для их же здоровья делается», – подчеркивает Жанибек Солтанай.
Рабочий день у студентов начинается в 7 утра и заканчивается далеко за полночь.
«У нас вообще 12-часовая смена, то есть каждую смену ребята меняются, но бывает так, что под конец смены приезжает рейс и мы приходим на подмогу тем, кто с новой смены, потому что они могут не справиться с таким потоком пассажиров», – продолжает Нуридин Тилеубек.
Ребятам от 22 до 26 лет. Некоторые семейные, с детьми. Чтобы не заразить близких, им пришлось изолироваться – университет предоставил под жилье общежитие. Уезжающие по домам стараются избегать родных, боясь заразить.
«Нагрузка очень сильная. Сегодня, к примеру, здесь находятся 350 человек. Я уже 11-й день занимаюсь волонтерской работой. В день у нас 14-15 часов уходит на это. Я живу с мамой. Каждый день, когда возвращаюсь домой, стараюсь не контактировать с ней. Честно сказать, я уже очень скучаю по своей маме. Хочу ее обнять, поцеловать, но у меня такой возможности нет», – делится Жанибек Солтанай.
Родные поначалу пытались отговорить ребят от затеи, но не смогли их переубедить.
«Родителям мы объясняли, что мы будущие врачи, что в будущем все равно будем контактировать с подобными заболеваниями. Они поняли, что для нас это опыт. Поначалу пытались отговорить. Родители же всегда переживают. Но, в конце концов, они поняли и приняли это», – отметила Таслима Саутова.
Сильно переживать родителям действительно не стоит. На пост студенты заступают в полной одноразовой экипировке: спецкостюмах, масках, бахилах и шапочках. Всем выдаются антисептики. Но целый день находиться в полном обмундировании трудно – слишком много неудобств.
«Целыми днями ходим в таких противочумных костюмах, перчатках, респираторах. Дышать очень сложно, но что поделать. Из-за того, что много обрабатываю руки антисептиком, они уже сухими стали за эти дни. Очки всегда потеют, и очень сложно их носить. Но для безопасности приходится. Самое главное неудобство, что в этих костюмах очень жарко. Мы потеем. Когда снимаешь костюм, такое ощущение, что заново родился», – шутит Жанибек.
На вопрос о боязни заражения ребята отвечают утвердительно. Но, несмотря на свои страхи, продолжают каждое утро вставать и работать.
«Честно говоря, боюсь. Но мы все меры безопасности соблюдаем. Такова наша специальность. Мы не только с коронавирусом встречаемся. В обычной жизни мы и в СПИД-центре, и с туберкулезными больными встречаемся, мы и в инфекционных больницах работали. Для нас инфекция – это каждодневная работа. А сейчас я просто надеюсь, что не заражусь. Мы сами выбрали эту специальность, просто любим медицину», – признается Жанибек Солтанай.
С окончанием смены работа не заканчивается. Ребята состоят еще в волонтерском штабе. Они развозят продукты и лекарства малоимущим, сиротам, матерям-одиночкам, тем, кто временно остался без работы.
«Наше дело – им помочь сейчас. В свободное время от дежурств мы этим занимаемся. Часто помогаем с выбором лекарств. У бабулек и дедушек давление в основном, помогаем им правильно препарат выбрать, найти, где подешевле, и отвезти, раздать бесплатно маски, профилактической работой занимаемся», – говорит Нуридин Тилеубек.
Такая ноша молодежь, что интересно, не тяготит. Даже напротив – ребята испытывают удовольствие от того, что могут быть полезны. Конечно, устают от сильной нагрузки, но стараются сразу скинуть с себя психологическую тяжелую ношу.
«Устаем, конечно. Бывает, что сильно устаем. Сейчас усталость еще не накопилась. Но мне помогают в этом друзья. После смен занимаемся спортом, на турниках немного повисим – так разгружаемся чуть-чуть эмоционально.
Да, нам не платят, бывает ненормированный график. Но это интересно. У нас не так часто выявляются положительные результаты, но, когда выявляются, наблюдать за процессом забора анализа, сбором анамнеза у пациента очень интересно.
Я – врач. То есть это гражданский долг каждого врача – быть полезным. Мы, наоборот, должны принимать участие в такой работе. Потому что именно сейчас люди в нас нуждаются», – заключил будущий врач.
Клятва Гиппократа… В какой-то момент, казалось, эта присяга утонула в цинизме, рыночных отношениях и бесконечном поиске виноватых. Когда слова клятвы произносились дежурно, без дрожи в голосе и искренности. Видимо, все мы должны были столкнуться с бедой такого масштаба, чтобы вернуться к истокам – простым ценностям и бережному отношению друг к другу.
В журналистике не принято завершать материал пожеланиями и надеждами. Но случай особенный, потому героям материала хочется пожелать здоровья и терпения. А еще сказать «спасибо».
Ромина МАКАРИМОВА