Взвесить все
В Алматы состоялось селекторное совещание с участием ректора КазНМУ Талгата Нургожина и руководителей других отечественных медвузов.
31 июля в конференц-зале КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова собрались представители НИИ кардиологии и внутренних болезней, НИЦ педиатрии и детской хирургии, НИИ онкологии, НЦ акушерства и гинекологии, НИИ глазных болезней. Онлайн-связь с ними поддержали представители Минздрава РК, руководители медуниверситетов и академий из Астаны, Караганды, Кокшетау и Семея.
На повестке дня стояло несколько важных вопросов, озвученных модератором мероприятия – ректором КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова Талгатом Нургожиным. Первым из них стало обсуждение изменений, внесенных в приказ главы Минздрава РК №691. Документ регулирует правила повышения квалификации медработников, и в ходе его обсуждения было принято единогласное решение приравнять час участия врача в конференции к одной зачетной единице при оценке его квалификации. В случае же, если конференция окажется международной, то день участия в ней приравняют лишь к шести зачетным единицам, поскольку подобные мероприятия часто прерываются на обеденные перерывы и кофе-брейки. Участники селекторного совещания пришли к решению, что для повышения квалификации врачу нужно будет набрать в течение пяти лет не менее 216 зачетных единиц. В то же время была подчеркнута необходимость вовлечения университетов в процесс учета зачетных единиц и подтверждения результативности научного мероприятия.
«Во многих странах четко определяется, сколько часов получает участник той или иной конференции. И если эти часы не регистрируются в университете или специальном госоргане, то их просто не засчитывают», — поделился международным опытом провост КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова Дайнюс Павалкис.
Следующим затронули вопрос послевузовского образования. Актуальную проблему повышенных требований к будущим докторантам поднял ректор КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова Талгат Нургожин. Так, в последние постановления было внесено требование о наличии трех лет стажа практической работы у резидента, желающего стать докторантом.
«Кто придет в сорок лет на phd? Необходимо зачесть три года резидентуры в виде стажа при поступлении в докторантуру, либо у нас в ближайшие пять лет не будет докторантов», — выразил уверенность ректор.
Важной темой обсуждения стало и предполагаемое введение с будущего года непрерывного интегрированного шестилетнего медицинского образования. По словам Дайнюса Павалкиса, основной целью новой модели образования станет создание за первые шесть лет обучения своего рода «универсального доктора», имеющего практические навыки в педиатрии, основах хирургии, акушерства и других фундаментальных медицинских дисциплинах. Чтобы врач, оказавшись в селе, смог и роды принять, и зашить при необходимости рану. А для этого нужно в первую очередь сделать упор на практическом закреплении приобретаемых знаний. Впоследствии, опираясь на этот приобретенный опыт, врач сделает выбор узкой специализации.
«Доктора без резидентуры не должны иметь право практиковать. Я уверен, что медицинское сообщество должно поставить целью обязательное внедрение резидентуры, для того чтобы врач получил допуск к работе с больными», — отметил г-н Павалкис.
Самым важным преимуществом шестилетнего образования он назвал признание казахстанских дипломов и сертификатов за рубежом. Вместе с тем возросший авторитет казахстанского образования может принести и угрозу оттока специалистов из страны, к тому же переходный период от пятилетнего к шестилетнему образованию может породить временную нехватку медиков в Казахстане.
Эти проблемы отчасти решатся за счет расширения полномочий резидентов: им предоставят право работать в период прохождения резидентуры, пусть даже и под присмотром врачей-ассистентов. В результате активного привлечения к практической работе, поликлиники получат новых помощников в виде резидентов, а страна – врачей с большим опытом практической работы.
Далее участники конференции обсудили механизм размещения госзаказа. По данным представителя Минздрава РК, в текущем году постановлением правительства на послевузовское образование в резидентуре выделено 1500 мест, в магистратуре – 345 мест, из которых 20 – это казахстанско-финская магистратура, и в докторантуре – 160 мест. При размещении госзаказа министерство опиралось на систему рейтинга, подразумевающую наличие как общих, так и дополнительных индикаторов.
В общие индикаторы вошли наличие аккредитации, договоров с зарубежными вузами для проведения совместных исследований, данные отраслевого рейтинга, научная продуктивность специалистов. На основании этих индикаторов был составлен рейтинг, оценивающий возможности отечественных вузов по обучению магистрантов и докторантов.
Еще одной важной темой совещания стала оценка результатов деятельности Независимой экзаменационной комиссии. Независимая оценка знаний выпускников интернатуры и резидентуры проводится с 2015 года, и с каждым годом уровень знаний проверяемых интернов и резидентов наглядно растет. Результаты независимой проверки окажут большое влияние не только на дальнейшее карьерное продвижение отдельных студентов, но и на авторитет ВУЗ-а в целом, а посему количество университетов, прибегающих к ежегодной независимой проверке знаний своих выпускников, растет с каждым годом.
Участники селекторного совещания проделали в целом плодотворную и результативную работу, внеся ясность во многие рабочие моменты, определив четкие сроки завершения находящихся в разработке проектов, а также наметив дату проведения следующего совещания.
Пресс-служба КазНМУ