Врачи детской больницы «Аксай» собственными силами ремонтируют легендарную клинику
Много лет назад врачи Республиканской детской клинической больницы «Аксай» дали мне шанс стать полноценным человеком. Я родилась с кривой шеей. Операции по выправлению позвоночников тогда только начали делать именно в больнице «Аксай». На операцию и последующее восстановление мышц у меня ушло более полугода, все время я провела в клинике, закованная в гипсе. Многих подробностей в силу малого возраста не помню, но отдельные врачи, медсестры и огромный лес, который тогда окружал эту клинику, остались в моей памяти навсегда.
Если бы не врачи, вряд ли бы я стала той, кем явлюсь теперь, и уж точно на телевидении работать с искривлённым лицом и шеей не смогла бы. Парадоксально, но легендарная клиника, поднявшая на ноги сотни тысяч детей со всего Казахстана, сегодня находится просто в уродливом состоянии.
Эту здравницу построили в 1955 году, тогда она называлась Республиканская инфекционная детская больница «Аксай» и являлась Центром по борьбе с эпидемией полиомиелита в СССР. Здесь восстанавливались дети, перенесшие это страшное заболевание, а также энцефалит, ДЦП, сколиоз. Для них была даже построена целая школа, ведь лечение длилось порой месяцами. Чистый предгорный воздух и огромный парк способствовали восстановлению. Клиника считалась кузницей лучших ортопедов страны. В 1988 году при поддержке научного центра хирургии им. А. Н. Сызганова и научного центра педиатрии и детской хирургии было открыто отделение гемодиализа, которое до недавнего времени являлось единственным специализированным детским во всем Казахстане. В 1993 году в больнице «Аксай» было организовано первое в Республике отделение «Экология и дети», которое занималось проблемами диагностики и восстановления детского организма после экологических трагедий. Именно здесь лечились дети из Семипалатинского региона. Тут же впервые обследовали и лечили «стареюшего мальчика» из Атырау НуржанаУркешбаева. В 2002 году тут открыли аллергоцентр.
Но сегодня обо всех заслугах больницы словно забыли. Началось все с огромного парка, который отдали под строительство коттеджей. От 63 гектаров леса осталось всего ничего, сотни полувековых деревьев были уничтожены, на их месте образовался вип-коттеджный городок. Затем стали урезать и бюджет самой клиники, корпуса из-за длительного отсутствия ремонта пришли в полную негодность. Здесь постоянно текли трубы, выходила из строя сантехника, из-за чего порой приходилось отключать отопление в морозы. На стенах и потолках образовалась плесень.
Несколько лет назад больница была передана на баланс Медицинской академии им. Асфандиярова. Идея соединить науку с практикой была взята из Европы, по всему миру десятки ведущих медицинских институтов так и работают. Но бюджета нашей академии на больницу, где в год лечатся более пяти тысяч детей со всего Казахстана, явно было недостаточно. В этом году врачи, устав ждать помощи, сами взялись восстанавливать свою клинику. Частично деньги на ремонт выделила академия, помогают спонсоры и волонтеры, платят и работники клиники, покупают строительные материалы. Медсестры и медбратья сами белят, красят, врачи между операциями ездят по строительным рынкам, в выходные к ним присоединяются семьи. В результате этого «асара» в нескольких корпусах уже была заменена сантехника, проведен косметический ремонт. Почему в стране, в которой будет проводиться всемирная выставка ЭКСПО и Универсиада, не нашлось денег на ремонт старейшей детской больницы и проводить его вынуждены хирурги с ортопедами?
– Мы просто понимаем, что в стране кризис и рассчитывать приходится только на себя, поэтому ремонт сделали сами. Но здесь вы не увидите ни одного печального лица, мы делаем это с любовью и радостью, уже несколько отделений мы отремонтировали, они хорошо выглядят даже после просто косметического ремонта, – рассказывает главный врач клиники Ирина Брежнева. – Люди понимают, что это уникальная больница и это их рабочие места, которые надо сохранить.
– Почему сложилась эта ситуация?
– Так случилось, что финансирование ежегодно сокращалось, сокращался и коечный фонд. Эта клиника сама по себе затратная, здесь автономная котельная, водозаборная – все это требует огромных затрат. Кроме того, теплом, водой и электроэнергией больницы пользовался весь вновь созданный поселок, который образовался на территории нашего бывшего парка. Больших трудов нам стоило поставить ограждение, отрезать электроэнергию, отключить отопление, потому что образовалась большая задолженность из-за новых пользователей. Но за полтора года нам удалось покрыть все долги, в целом в клинику за счет бюджета академии вложено более полутора миллиарда тенге.
– А в Министерстве здравоохранения знают о ваших проблемах?
– Мне сложно говорить, наверное, в Министерстве здравоохранения все-таки о нашей проблеме знают, потому что при передаче больницы университету ректором Айканом Акановым был подготовлен целый пакет документов со всеми фотографиями корпусов, была составлена проектная смета по капитальному ремонту на сумму два миллиарда двести миллионов тенге. Но в этой сумме нам было отказано.
– Сколько детей у вас проходят лечение и откуда они?
– Клиника рассчитана на триста коек, здесь лечатся дети со всего Казахстана с различными патологиями, приоритетными из которых являются заболевания центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата, челюстно-лицевая патология, лор-патология, нефрология. Кроме того, у нас есть центр хирургии. Центров гемодиализа в Казахстане всего два, это у нас и в Астане, и вся школа нефрологии начиналась здесь. То есть очень сложный профиль у клиники, лечатся здесь в основном сельские дети.
– И все-таки разве это нормально, когда врачи красят, белят и ездят по строительным барахолкам?
– Они все умеют, они универсалы, проводят уникальные операции, заботятся о своей больнице, они герои… Хотя, наверное, вы правы, герои должны геройствовать на своем месте.
На прощание Ирина Брежнева пригласила посетить больницу через полгода, уверяла, что клинику тогда будет не узнать. Я в этом нисколько не сомневаюсь: она поднимала не одну детскую больницу. И врачи тут патриоты, в девяностые годы прошлого столетия они на свои деньги кормили больных детей, прибывших из сельской местности. Но все-таки, если по справедливости, каждый должен заниматься своим делом: строители – строить, пекари – печь, а врачи – лечить.
Автор: Полина Шиманская