Врач рассказала о самой действенной схеме лечения от коронавируса
Заведующая кафедрой инфекционных болезней КазНМУ Аманкуль Дуйсенова в прямом эфире на портале TengrinewsTV рассказала о самой действенной схеме лечения больных коронавирусом.
Специалист участвовала в разработке протоколов лечения COVID-19. Она отметила, что сейчас уже действует десятая редакция.
«Почему так много? Дело в том что инфекция новая. Во всем мире нет одной рекомендации, которая бы не обновлялась. Наши ученые-практики отслеживают мировую информацию и вносят изменения. Нужно разделить тяжесть течения: бессимптомная, ее не лечат, наблюдают 14 дней и даже без проведения ПЦК снимают с учета если симптомы не появятся. Это зависит от особенностей иммунного ответа. Легкое течение — небольшое першение в горле небольшая температура пару дней. Потом все это проходит. Пришли к выводу что этих пациентов не нужно госпитализировать и лечить этиотропными препаратами. Но рекомендации об обильном питье, жаропонижающих препаратах, если температура повысится остаются. Эти пациенты ведут дома дневник наблюдения — отмечают температуру, пульс. Если состояние будет ухудшаться, обращается к участковому и вызывает скорую», — сказала специалист.
Она отметила, что в стационар попадают больные средней и тяжелой тяжести, у которых есть уже процесс легких — может быть небольшим до 30 процентов, может быть выше.
«Назначаем этиотропные препараты которые в протоколе — гидроксихолорохин, Лопинавир/ритонавир. Если пациент поступил рано, назначаем, смотрим на сопутствующие заболевания, возраст и так далее. Далее ведем по патогенезу — микротромбозы, назначаем антикоагулянты, обильное питье. Если больной тяжелый — подключаем гормонную терапию для снятия воспалительного и кислородную терапию — либо увлажненный кислород, либо высокопоточный кислород. Обычно на этой терапии выздоравливают.
Есть конечно тяжелые — группа риска, старшего возраста, с диабетом, артериальной гипертонией, заболеваниями сердца, аритмией, на гемодиализе. Они под особым наблюдением. Несмотря на терапию их состояние может ухудшиться по сопутствующим. Там реаниматологи решают как вести — на неинвазивной вентиляции легких или подключать к аппарату ИВЛ — сейчас нам удается долго вести без подключения к аппарату и выводить этих пациентов. Есть опыт снятия с аппарата, успехи есть. Но к сожалению не успехи тоже есть», — рассказала специалист.
Завкафедрой анестезиологии и реанимации КазНМУ Венера Исраилова добавила, что препараты применяются только в стационаре.
«Есть риск осложнений. Каждый имеет побочные действия. Должны сделать ЭКГ — если есть изменения на ЭКГ то например гидроксихлорохин нельзя. Надо смотреть состояние функции печени, почек, ритма сердца — если нет нарушений можем назначить Лопинавир/ритонавир. Сейчас рассматривается возможность назначения их в амбулаторных условиях. Но появились исследования что бесспорную эффективность не показывают, сейчас мы думаем, оставлять ли в клиническом протоколе.
Мы должны использовать препараты с доказанной эффективностью. ВОЗ опубликовал что из этих препаратов эффективен ренгисевир. Но пока у нас он не зарегистрирован, проводится работа по регистрации и закупу. То же самое Фавипиравир . В протокол включены эти препараты чтобы государство могло закупать их. Бежать искать больным на амбулаторном лечении необходимости нет. Когда они поступают в стационар мы по четким показаниями назначаем», — резюмировала она.
Специалист добавила, что сейчас гораздо реже переводят пациентов на ИВЛ.
«По новым данным мы отсрочили перевод пациента на ИВЛ — вкупе с исследованиями, которые мы должны провести — газы крови, КЧС другие показатели, коморбидное состояние и так далее. Если появляется острая дыхательная недостаточность, поражение легких больше 50 процентов. Сатурация падает и так далее — очень много тонкостей — это решает только врач в стационаре, когда набюдает КТ, делает рентген, анализ газов крови», — пояснила она.