Встреча ректора КазНМУ Талгата Нургожина со студентами 4,5 курсов всех факультетов
15 сентября 2017 года Талгат Нургожин встретился со студентами 4-го и 5-го курсов всех факультетов университета. На сегодняшний день общее количество студентов 4 и 5 курсов составляет 1863 человека. На встрече также выступили начальник отдела Центра изучения и анализа Управления по делам религий города Алматы Кудайкулов Тұрсын Танатарұлы; руководитель Общественного Объединения «Общество поддержки и содействия правоохранительных органам в борьбе с экономическими административными нарушениями» Петров Евгений Николаевич; руководитель Центра по изучению проблем экстремизма и терроризма в РК, член Общественного совета города Алматы, к.ю.н. Бишманов Какимжан Муратжанович; Тохметов Елдос Ерланович – старший лейтенант полиции, инспектор отдела организации деятельности участковых инспекторов полиции Местной полицейской службы Департамента внутренних дел города Алматы.
В рамках встречи выступил начальник отдела Центра изучения и анализа Управления по делам религий города Алматы Тұрсын Кудайкулов. В своей речи он затронул вопросы противодействия религиозному экстремизму и терроризму, коснулся нравственных основ любой религии и подчеркнул недопустимость возникновения религиозных конфликтов в студенческой среде.
Руководитель Общественного Объединения «Общество поддержки и содействия правоохранительных органам в борьбе с экономическими административными нарушениями» Евгений Петров призвал студентов к нулевой терпимости к правонарушениям. Развитое общество начинается с дисциплины и порядка во всем. Мы не должны мириться даже с самыми малыми правонарушениями, хулиганством, бескультурием, поскольку это нарушает общественный покой, снижает качество жизни.
«Нулевая терпимость — это отрицательная реакция граждан или нежелание мириться даже с самыми мелкими правонарушениями. Это может быть и мелкое хулиганство, и выброс мусора, поскольку это нарушает общественный порядок. Каждому из нас нужно просто не быть равнодушным, когда на его глазах совершается правонарушение, уметь вовремя среагировать, сделать замечание, вызвать полицию. Только общими усилиями мы сможем обеспечить порядок в нашем обществе», — отметил Евгений Петров.
Талгат Нургожин рассказал студентам о новой стратегии развития КазНМУ. В ее рамках основным вектором развития вуза станет стремление к гуманизации медицинского образования.
По словам ректора, до 2020 будет обеспечено:
- Внедрение Интегрированной академической системы здравоохранения
- Создание консорциума BILIMED / Объединение НИИ как Университетской клиникой
- Преобразования Университета в научно-исследовательской и образовательный центр – ключевой фрагмент Интегрированной академической системы здравоохранения
- Поддержание партнёрских отношений с ведущими Вузами мира
- Развитие IT технологий в образовании и науке (создание новых цифровых программ образования)
- Развитие трансляционной науки подготовка специалистов в области трансляционной медицины
- Привлечение инвестиций и достижение финансовой независимости
К 2030 г. будет достигнуто лидерство в медицинском образования и науке в Средней Азии, а также обеспечена реальная конкурентоспособность в сфере образовательных услуг на международной арене.
Как сказал Талгат Нургожин: «в основу высшего медицинского образования должны быть положены новейшие тренды технологий здравоохранения. К 2020 году повсеместное развитие получат домашняя диагностика и роботизированная хирургия. Расширится внедрение лечения стволовыми клетками, пренатальная манипуляция генами, персонализированная медицина. К 2030 году прогнозируется внедрение встроенных датчиков тканей человеческого тела, биэлектронных препаратов, генной терапии. К 2040 — полное моделирование тела и мозга, технологии антистарения. Массовое развитие получат технологии миэолектрического протезирования, создания искусственных органов. Отдельной тенденцией будет аугментация — улучшение возмоностей человеческого тела, таких как обоняние, слух и зрение. При этом, как отметил Нургожин, ничто не сможет заменить мастерство самого врача».
Он подчеркнул, что уже сейчас одно из четырех иновационных новых лекарственных средств, одобренных FDA в 2015 году, относились к персонализированной медицине. 35% новых ЛС для лечения рака, одобренных FDA в 2015 году, также были ЛС персонализированной медицины.
«Мировые университеты широко внедряют современные методы обучения. Так в университете Джонса Хопкинса клиническая практика практикуется с первых недель обучения. Вуз активно участвует в проекте «Геном человека». Университеты Оксфорда, Кэмбриджа и Стэнфорда — поручают студентам подготовку научных проектов. Активно в западных вузов обучают врачей социальным и поведенческим наукам, политике. В мировых вузах практикуется более широкий упор на общение врача и пациента, навыки презентации, качественные навыки научных исследований, углубленное изучение этики медицины, получение передовых технических навыков работы в лаборатории», — рассказал Талгат Нургожин.
Семь новых принципов образования в КазНМУ
- Учебные программы основанные на компетенции, легко адаптируемые к меняющимся внешним условиям
- Междисциплинарное образование в отличие от узкоспециализированного подхода.
- Широкое использование возможностей информационных технологий в целях развития навыков по сбору и анализу информации и доказательной базы, моделирования и тестирования, способности мыслить творчески и осваивать большие потоки информации в поисках правильных решений.
- Широкое использование международных ресурсов и адаптация к решению проблем местного характера.
- Укрепление образовательных ресурсов через систему мотивации и инвестирование в профессиональное развитие профессорско-преподавательского состава
- Профессионализм, основанный на компетенции, лидерских, коммуникативных, этических и нравственных качествах
- Интеграция и синергизм медицинского образования, науки и клинической практики
В вузе пересмотрят программу образования — критерии приема, каналы предоставления знаний и компетенции. В последние годы — тенденция фокусироваться на гуманитарных науках. Каналы предоставления знаний будут такими: дидактические лекции, малые студенческие группы, обучение в многодисциплинарных командах, раннее вовлечение студентов в клинический процесс с участием пациентов, разнообразие рабочей обстановки – обучение на уровне первичного звена здравоохранения и на базах больниц различного уровня, широкое использование информационных технологий. Компетенции: самой главной инновацией в медицине всех времен и народов являются руки, глаза и уши компетентного врача. «В ближайшие десятилетия мы станем свидетелями того, что эти инструменты вновь станут главенствующими и наиболее востребованными в медицине. Наряду с этим, приоритетным станет широкое применение технологий искусственного интеллекта и других мобильных технологий, принципа «интернета вещей»», — сказал ректор.
Талгат Нургожин призвал студентов почаще посещать хосписы и больницы, для того, чтобы вырабатывать в себе милосердие. «Профессия врача по сути является жертвенной, стать по настоящему хорошим врачом сможет только альтруистично настроенный человек, и если у вас в душе нет гуманизма, вы никогда не станете выдающимся специалистом в области медицин», — подчеркнул ректор.
По словам Талгата Нургожина, сегодня в фокусе внимания этика медицины, и именно вопросы развития коммуникативных навыков и деонтологии выходят на первый план. «Словом можно убить человека, но можно и вылечить», — сказал ректор. По окончании 5 го курса каждый студент должен владеть 42-ми базовыми практическими навыками, принятыми медицинским сообществом передовых стран. По окончании же интернатуры выпускник должен обладать более, чем 77 базовыми клиническими навыками.
Рассказал Нургожин и о дальнейшем развитии массового спорта в КазНМУ. Так, уже в течение этой осени возле общежитий будет завершена реконструкция спорткомплекса.
В ходе традиционной сессии «Вопросы-Ответы» студенты выразили недовольство системой Сириус, в рамках которой они испытывают большие проблемы, связанные с силлабусами и УМКД, а также пожаловались на медленную работу по производству приказов на командировки и начисление средств на командировки и конференции. «Сейчас мы работаем над устранением всех недоработок, напомню, что в университете более полутора лет не было руководства, в связи с чем образовался ряд недочетов», — отмтеил ректор.
Кроме того, ректор заверил студентов в том, что отдельно рассмотрит вопрос отсутствия практики у 4-го курса специальности «Технология фармацевтического производства», а также у стоматологов, обучающихся на 4-м курсе.
И еще одно новшество. В ближайших планах вопрос уравнения интернатуры с магистратурой, а также резидентуры с PhD-докторантурой. Таким образом, клиницисты смогут претендовать на занятие должностей ассоциированных профессоров и профессоров. Со следующего года лучшим из лучших выпускников будет выдаваться двойной диплом: Резидентура + PhD.
«Будущие врачи должны проводить в клинике не менее 54 часов, все свое свободное время вы должны тратить на овладение практическими навыками, вы выбрали эту профессию, и мы должны подготовить из вас врачей, которые будут реально помогать людям, спасая их жизни. Тех же, кто не готов упорно учиться и жертвовать многим ради этой прекрасной, но сложной профессии, просим пока не поздно, переключиться на другую специальность. Главный приоритет для вас – это учеба, конечная цель – стать прекрасным специалистом», — завершил встречу Талгат Нургожин.
Пресс-служба КазНМУ