В Казахстане усилят практическую часть медицинского образования — глава Минздрава РК
Министр здравоохранения РК Елжан Биртанов рассказал о реформе системы подготовки врачей в Казахстане, передает корреспондент МИА «Казинформ».
По случаю 88-летия Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова в Алматы собрались ведущие мировые ученые в области медицины, лучшие врачи Казахстана для обсуждения организационных, научных и практических вопросов. С приветственным словом по видеосвязи из Астаны к собравшимся обратился министр здравоохранения РК Елжан Биртанов, рассказавший о новшествах в медицинском образовании.
«Роль университетов с каждым днем повышается в рамках реформы здравоохранения. Мы совместно с Министерством образования и науки предпринимаем серьезные шаги в сторону академической автономии университетов. Соответствующие законы были приняты, теперь все меньше будет роль министерства в формировании программы обучения, сами ученые и преподаватели будут определять, каких знания сегодня нужны практикующим врачам, чтобы удовлетворять потребности населения.
Но это не значит, что университеты будут делать все, что хотят. Параллельно должны быть созданы новые институты, которые обеспечиваются содружеством всех наших университетов, где они будут обмениваться идеями и определять наилучшие модели обучения. Предлагаем университетам создать свою саморегулируемую организацию по опыту многих стран на базе республиканского учебно-методического совета, где будет все это определяться», — сказал Елжан Биртанов.
На сегодня в Казахстане есть 15 вузов, являющихся медицинскими университетами либо имеющих медицинские факультеты.
«Мы должны серьезно поднять планку качества учебных программ в университетах. Есть разные подходы, и мы сейчас их активно в Казахстане обсуждаем. Мы хотели бы, чтобы вузы нашей страны сообща интегрировались и сами определяли, куда двигаться, какие программы нужно усиливать, а какие, может быть, снижать. Мы говорим о возможном переходе на сокращение сроков обучения с 7 до 6 лет по программе 5+1, мы говорим об усилении практической части медицинского образования, чтобы интерны и резиденты проводили все свое время в клиниках страны, не только в клинических базах самих университетов, но и в региональных клиниках, параллельно обеспечивая им необходимое получение знаний.
Современные телекоммуникационные технологии позволяют это делать. Тем самым нарастим практические навыки. Опыт показывает: когда теория преобладает над практикой, молодые врачи испытывают значительные трудности в адаптации на рынке труда. Мы будем делать акцент на реалии сегодняшнего дня, учитывая навыки обращения с новым медицинским оборудованием», — сказал министр здравоохранения.
Второе важное направление — развитие клинических баз. Глава государства поддержал в своем Послании народу Казахстана процесс создания университетских клиник. По данным министра, во всех государственных медицинских вузах клиники есть.
«В этом году передали 5 ведущих НИИ, клинических центров, находящихся в Алматы, в структуру университетов. Там работают ведущие врачи страны, и появляется возможность интегрировать научных работников в программы обучения, чтобы будущие врачи, резиденты смогли получать знания непосредственно от лидирующих врачей во всех сферах.
Также реформируется система управления университетами. Внедрен принцип корпоративного управления. КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова трансформируется в некоммерческое акционерное общество, что дает ему академические свободы: университет может самостоятельно распоряжаться своими доходами и активами. Внутренняя организационная академическая культура будет двигать университет, безусловно, академическая культура формируется годами, на основе подходов, истории и традиции университета», — сообщил Елжан Биртанов.
В состав наблюдательного совета КазНМУ, который в последующем станет советом директоров КазНМУ, войдут лучшие менеджеры, бизнесмены, ученые и представители общественности Казахстана. Это, по мнению министра, обеспечит объективность принятия решений, иногда непростых, но очень важных для обеспечения экономической устойчивости университетов и наилучшего использования имеющихся ресурсов.
https://www.zakon.kz/4948983-v-kazahstane-usilyat-prakticheskuyu.html