В КазНМУ отметили 100-летие великого академика Бахии Атчабарова
История казахстанской науки буквально соткана из судеб отдельных личностей, среди которых особое место по праву принадлежит выдающемуся ученому, стоявшему у истоков медицинской науки в Казахстане Бахие Атчабарову. Именно ему, великому академику, честному и бесстрашному человеку, оставившему большой след в истории отечественного здравоохранения, посвящена научно-практическая конференция «Атчабаровские чтения».
Академик Атчабаров, поистине великий ученый, сумевший своим трудом, стремлением оставить неизгладимый след в истории отечественного здравоохранения. Сегодня научно-исследовательский институт фундаментальной и прикладной медицины КазНМУ носит имя этого великого ученого. Сотни ученых подготовленных Бахией Атчабаровым сегодня продолжают дело своего учителя. Бахия Атчабаров — не просто великий ученый, он настоящий патриот своей Родины, человек с огромной душой, искренне ратующий за благополучие и здоровье соотечественников. Именно он первым имел смелость высказать о полигоне, где производились ядерные испытания. Атчабаров, будучи директором Института краевой патологии Академии наук КазССР, своими научными исследованиями в 1957-1960 гг. обосновал вредное влияние ядерных испытаний, выявив среди обследованного населения людей с лучевой болезнью, которая проявилась в виде острой, подострой и хронической форм. Этому виду лучевой патологии он дал название «синдром Кайнара».
Кроме того, под руководством Академика и при его участии были начаты исследования, связанные с дефицитом йода, вызывающим эндемический зоб, составлена карта территорий с недостатком йода. Он изучал влияние гипертонической болезни на нервную систему, вскрыл механизмы действия свинцовой интоксикации, защитив кандидатскую и докторскую диссертации на эти темы.
В этот день перед аудиторией выступили соратники, коллеги, и ученики академика Атчабарова: Торегельды Шарманов, Олжас Сулейменов, Ахмет Алдашев, Максут Кульжанов, С.Жанайдаров, дети великого академика.
Собравшиеся еще раз отметили неоценимую роль академика Атчабарова в судьбе целой страны. «Того, что сделал Бахия Атчабаров, хватило бы на несколько жизней», — отметили его ученики.
Все его мысли и мечты были о благополучии народа. Он, служивший на фронте старшим врачом, а затем начальником медсанчасти передового танкового полка, чтобы поддержать здоровье солдат, он заставлял поваров рвать молодые хвойные побеги, богатые витамином С, и делать из них настой. Много других новшеств внедрял молодой врач, попавший на фронт через две недели после окончания Алматинского медицинского института. А боевое крещение он получил буквально на второй день после того, как был отправлен на передовую, в самую горячую в августе 1942-го точку — под Ржев. За те страшные бои, когда в течение трех дней были уничтожены 50 танков в полку, где служил Бахия Атчабарович, он получил свою первую награду — медаль «За боевые заслуги».
Фронтовая закалка, потеря родных в голодные 30-е годы… Все эти трудности закаляли характер. Вернувшись из армии в 1946 году, он поступает в аспирантуру родного мединститута. Знал ли он в далеком 1949 году, когда по радио стали объявлять о первых атомных взрывах на его родине, в Семипалатинской области, что именно ему придется возглавить научные исследования их последствий на здоровье земляков?
В начале 50-х ему предложили стать младшим научным сотрудником Института краевой патологии. И уже через год, пройдя несколько ступеней, он возглавил этот институт и руководил им 32 года. За эти годы Бахия Атчабарович и его коллектив развили в нем различные направления, каждое из которых вполне могло составить основу научных трудов нескольких институтов.
Академик Торегельды Шарманов, относящий себя к ученикам Бахии Атчабаровича, рассказывает о своем учителе как о выдающемся ученом и прекрасном человеке, интеллигенте до мозга костей. И особо подчеркивает его мужество и смелость, которые так ярко проявились в годы его руководства беспримерными экспедиционными исследованиями.
Итоги этой работы уникальны, — уверен Торегельды Шарманович, — а впервые обнаруженная в регионе патология, сформулированная им как «синдром Кайнара», вошла в мировую медицинскую литературу как новый вид болезни.
Взяться за эти исследования Бахию Атчабаровича никто не обязывал. Болела душа ученого от сомнений и множества вопросов о том, что несут для людей ядерные взрывы. А ведь это его родные места, родина предков. С предложением заняться такими исследованиями Бахия Атчабарович обратился к президенту АН КазССР Канышу Сатпаеву и получил поддержку.
Три года шли экспедиционные исследования под руководством директора института. Итогом их стали 12 томов наблюдений, отчетов, выводов и открытий.
Атомные бури, влияние которых скрупулезно изучали врачи клинического медицинского отряда, давали большие дозы облучения, это доказали участники экспедиции и подтвердили более поздние исследования других научных учреждений. Однако первым идти всегда сложно. Представители военно-промышленного комплекса не соглашались с выводами ученых, утверждая, что принимают все меры для безопасности людей.
На итоговой конференции в Москве, где казахстанские ученые докладывали о своих исследованиях, разгорелась жаркая полемика с военными. В конце концов, материалы экспедиции засекретили, а программу исследований закрыли.
Но выводы ученых заставили военно-промышленный комплекс прекратить сначала надземные, а затем высотные формы испытаний. Военные перешли к подземным взрывам, которые приносили меньше вреда. И, как известно, через два десятилетия было создано антиядерное движение «Невада — Семипалатинск», а затем указом Президента прекращена деятельность советского полигона. Все это является величайшим признанием его заслуг и достойным памятником ветерану Великой Отечественной войны, Ученому и Учителю.
Сегодня в Зале Славы КазНМУ собрались дети, внуки, коллеги, ученики. Его имя не будет забыто. Его дело продолжают его многочисленные соратники и ученики. А история жизненного пути Бахии Атчабарова, ставшего примером мужества, доброты и героизма, золотыми буквами вписана в летопись Великой степи…