В ногу со временем
Почти в каждой крупной больнице проводят сложнейшие операции по протезированию, лечению сложных переломов и даже вживляют часть костной ткани, распечатанной на 3D принтере! О возможностях травматологии и ортопедии Казахстана ЛИТЕРу рассказал вице-президент Ассоциации травматологов страны, заведующий кафедрой Казахского Национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова Канат Тезекбаев.
Известный травматолог вспоминает, что вначале 90-х в стране был острый дефицит кадров, оборудования и протезов. Именно поэтому пациенты со сложными переломами, к примеру, таза, были вынуждены лежать на вытяжном скелете с огромным гипсом, практически полностью закрывающим тело и не дающим ни единого шанса даже на малейшее движение. В таком положении больные находились до того момента, пока в больнице не найдут команду врачей и протезы.
– Если помните, карикатуры такие есть: грузики подвешены, пациенты с расставленными руками и ногами лежат – так прежде и было, – рассказывает Тезекбаев. – Пациентов держали на скелетном растяжении, потому что нечем было оперировать. Где-то эти фиксаторы были, где-то их не было. Накладывали кокситную повязку. Представьте: от пяток до грудной клетки наложен гипс, пациент согнуться не может. И в таком гипсе до четырех месяцев он находился, чтобы срослись переломы бедренной кости. Сейчас, конечно, этого нет.
Современная травматология в Казахстане, по словам Каната Тезекбаева, шагнула далеко вперед. Ждать операции пациентам уже давно не приходится. А уровень профессионализма специалистов в любой клинике страны на высоком уровне.
– За годы Независимости травматология и ортопедия шагнули далеко вперед в Казахстане, да и на постсоветском пространстве тоже, – говорит врач-травматолог. – Понятно, что все зависит от технологий, от того, какие мы используем протезы, фиксаторы, оборудование. В этом плане практически все крупные клиники нашей страны оперируют на современном оборудовании, ставят металлофиксаторы. Врачи обучены всем современным технологиям. Широко практикуются и малоинвазивные операции, которые позволяют значительно ускорить процесс реабилитации. Пациентов оперируют и практически сразу ведут без гипса, на второй день уже поднимают.
Травматолог рассказал и о внедрении инновационных методов протезирования – робототехника, вживление имплантатов, распечатанных на 3D принтере. Это уже не будущее, а реальность, и не где-то на западе, а у нас в стране.
– Представляете, до чего дошла наука: нам теперь не нужно заказывать где-то на заводе изготовление каких-то имплантатов, протезов, – отмечает Канат Тезекбаев. – Такие технологии я видел в зарубежных клиниках примерно в 2014 году, а теперь мы уже и сами такое практикуем.
Вместе с развитием медицинских технологий и внедрением инноваций растет и потребность в высококвалифицированных кадрах.
– К любым технологиям надо приспособиться, нужно знать, как, допустим, правильно ставить протезы, – подчеркнул медик. – Это должно поменяться мышление, чтобы прийти к этому. Поэтому ребят обучали где-то за рубежом – мне посчастливилось трижды побывать к клинике Сент-Луиса, – в последующем обучались в Польше, и в конгрессах участвовали.
Сейчас же будущим медикам не обязательно искать место для обучения за рубежом. Все условия для качественного медицинского образования создаются при медицинских университетах. Так, например, в старейшем Казахском национальном медицинском университете им. Асфендиярова специально для подготовки будущих высокопрофессиональных медиков создаются новые образовательные программы, в том числе в партнерстве с зарубежными вузами, регулярно приглашаются ведущие иностранные специалисты – врачи и ученые для проведения мастер-классов, обучающих семинаров и конференций. В целом возможности отечественных студентов-медиков ничуть не хуже, чем в других странах мира, что подтверждают и международные и казахстанские рейтинги, в которых отечественные университеты занимают лидирующие позиции.
Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы