Дистанционное образование в обучении иностранных студентов КазНМУ
Всемирная организация здравоохранения объявила новый коронавирус пандемией. Официально об этом 11 марта 2020 года, на брифинге в Женеве заявил гендиректор организации Тедрос Адханом Гебрейесус. В Казахстане с 16 марта 2020 года, указом президента, был введен режим чрезвычайного положения. Вся неблагоприятная обстановка в мире, связанная с COVID-19, бросила вызов всем сферам государства. С целью усиления мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в организациях образования, в период пандемии, студенты ВУЗов были переведены на дистанционное (онлайн) обучение.
Для системы образования всех стран, в том числе и Казахстана, дистанционное образование стало испытанием. Перед учебными заведениями были поставлены задачи по созданию учебных материалов и условий для непрерывного дистанционного образования студентов. Для медицинского университета, учитывая важность практических навыков, были свои дополнительные барьеры. За короткое время, профессорско-преподавательским составом были разработаны и предложены учебные видеоматериалы для эффективного продолжения обучения студентов медицинского университета.
На международном медицинском факультете нашего университета получают образование граждане Казахстана, Ближнего и Дальнего Зарубежья, из них иностранных граждан 1041 человек. Основной контингент, а именно 970 студентов из Республики Индия. В первую неделю карантина, 715 обучающихся ММФ уехали из страны и на данный момент обучаются из разных стран: из США, Египта, Пакистана и Индии. На сегодняшний день 326 студентов остаются в Казахстане и обучаются дистанционно. Для эффективности освоения материала при дистанционном обучении практические занятия состоят из двух частей: онлайн и оффлайн. Для проведения занятий в формате онлайн используются платформы: Zoom, Cisco WebEx, Skype и ведется видеозапись каждого занятия. Для дистанционного обучения в формате оффлайн используются платформы Moodle, Classroom, Microsoft Teams, где размещаются все лекционные материалы, задания для самостоятельной работы студентов и тестовые материалы.
Началась уже пятая неделя дистанционного образования и нужно отметить, что мы прошли некоторые трудности со скоростью интернета, столкнулись с несовершенством некоторых платформ, которые мы используем. Но пройдя этот адаптационный период, следует отметить, что вложенные всеобщие усилия в каждом образовательном звене не прошли впустую. Сейчас, на практических занятиях, наши студенты отмечают, что им интересен и нравится новый формат обучения. Современная реальность подтверждает, что одним из перспективных способов получения образования в наше время является дистанционное обучение. Стоит добавить, что все виды цифровых технологий и образовательные платформы не противоречат существующей традиционной форме образования, все они лишь дополняют её.
Важное и главное в образовательном процессе – это эмоциональное состояние обучаемого. Когда для студента процесс обучения проходит динамично и в зоне обучения. Благодаря использованию на практических занятиях онлайн и оффлайн платформ студент остаётся в зоне обучения. Несмотря на происходящую пандемию в мире, независимо от географического положения, все наши студенты получили доступ к образованию. Также, в такое эмоционально сложное время студенты находятся у себя дома, в зоне комфорта, продолжая непрерывное образование дистанционно. Учитывая, что все образовательные и учебные материалы доступны в режиме 24/7 студент не испытывает проблем с их нехваткой и недоступностью. Несомненные положительные аспекты дистанционного образования есть и для преподавателей. Каждый преподаватель может проводить занятия со студентом с любой точки страны, находясь дома и не нарушая режима чрезвычайного положения.
Наш президент, Касым-Жомарт Токаев сказал: «Нам нужно прежде всего улучшать качество и стандарты образования. Мы должны готовиться к вызовам будущего времени». Сегодняшним вызовом стала пандемия. В Республике Казахстан каждый имеет право на образование и право на охрану здоровья, поэтому в современных условиях непрерывное дистанционное образование является наиболее приемлемым и важным. Права человека –главная ценность и основа правового государства.
Министр образования и науки Республики Казахстан, Асхат Аймагамбетов, отметил, что необходимо закрепить дистанционную форму обучения в законодательстве. Безусловно, дистанционная форма обучения должна быть в системе образования Казахстана, потому что такая форма обучения, как показывает опыт, может стать единственно возможной. Конечно, необходимо совершенство и улучшение образовательных платформ; создание электронных учебников и материалов для обучения; дополнительные курсы для преподавателей с целью улучшения навыков в новом формате обучения. Принятие нормативно-правовых актов помогут урегулировать эти аспекты.
Пандемия закончится, мы все вернемся к привычным формам обучения, снова станем совершать обходы пациентов совместно со студентами, сможем пропальпировать и прослушать каждого пациента, но необходимо помнить, что дистанционное образование может стать прекрасным дополнением к очному обучению в медицинских университетах. В такое сложное время для всего мира хочется процитировать Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы Нурсултана Назарбаева: «Когда мы едины – мы непобедимы. Мы вместе. Не сгибаясь перед трудностями, сбережем наше единство и согласие. Только тогда мы сможем сохранить независимость и быть достойными нашей великой цели «Мәңгілік ел».
Джардемалиева Н.Ж.
декан международного медицинского факультета
КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова