Доктор Жизнь
Для хирурга не должно быть «случая», а только живой, страдающий человек — это утверждение принадлежит Луке Войно-Ясенецкому, хирургу, профессору медицины, епископу русской православной церквиЮрий Андреевич прибыл в Казахстан по приглашению Представительства Россотрудничества для участия в Днях российской науки.
Но если человеку от роду несколько месяцев или даже дней? Не может, не должна оборваться только что проклюнувшаяся жизнь. Ни по божеским, ни по земным законам…
Спасти и научить
Место действия — Алматы, детская городская клиническая больница № 1, отделение хирургии.
Время действия — 5 февраля, 13.50.
Главное действующее лицо — Юрий Козлов, профессор, российский детский хирург с мировым именем.
Юрий Козлов, профессор, российский детский хирург с мировым именем.
Между первой и второй перерывчик небольшой. Имеются в виду две операции — одна только что закончилась, вторая начнется через несколько минут. Доктор в антиковидной маске и шапочке с принтом из множества веселых матрешек заходит в актовый зал, где на экране можно наблюдать за происходящим в операционной. Садимся, выдерживая положенную дистанцию. Для Юрия Андреевича здоровье — не только личная ценность, но и залог благополучия будущих пациентов. Только что он провел полуторачасовую операцию четырехмесячному крохе из Шымкента. Еще до рождения на УЗИ ему был поставлен диагноз «гидронефроз», нарушение оттока мочи из почки. Если аномалию не исправить, поясняет Юрий Андреевич, функция ее станет «нулевой». Проще говоря, придется почку убирать. Перед хирургом стояла задача создать новые пути оттока в мочеточник, что и было успешно выполнено. Причем, что особенно ценно, без больших разрезов, буквально косметически. Пройдет время и об операции будут напоминать три точки на теле мальчугана, обозначающие крошечные разрезы, через которые вводились хирургические инструменты и эндоскопическая камера. Для пациента это означает мягкий восстановительный период, дети, как правило, благодатно переносят процедуру, быстро приходят в сознание и зачастую на следующий день их можно выписывать домой. Такие вот преимущества эндоскопической хирургии, ее еще называют бескровной, малотравматичной, а также хирургией XXI века.
В плане диагностики сегодня, считает доктор Козлов, все складывается удачно. Аномалии развития плода определяются внутриутробно. Например, почки начинают активно работать с 26-й недели беременности, с этого периода врачу уже все хорошо видно и можно вырабатывать стратегию и тактику хирургического вмешательства. Осторожно интересуюсь, почему эту операцию не провели местные хирурги, не та квалификация? Юрий Андреевич казахстанских коллег не дает в обиду, объясняя, что «кривая успеха» зависит от количества проведенных операций. В Ивано-Матренинской детской клинической больнице Иркутска, где хирург Козлов трудится, их было сделано больше полутора сотен, а это означает, что навыки стали классическими, как он уточняет, «перфектными». Учеба занимает слишком много времени, маленькие пациенты ждать не могут, поэтому проще приехать, показать, как это делается. Для того и существуют хирурги-эксперты.
Мы долгое эхо друг друга
Юрий Андреевич прибыл в Казахстан по приглашению Представительства Россотрудничества для участия в Днях российской науки. А если более конкретно — провести «Школу детских хирургов», которую организовали Научный центр материнства и детства, Назарбаев Университет, Казахский государственный медицинский университет, медуниверситет «Астана» и компания «Карл Шторц Эндоскопи Казахстан». Запланировано 15 операций в клиниках Алматы и Нур-Султана, но жизнь, как правило, ломает графики, и к этому хирург Козлов относится по-философски мудро. В Ташкенте, где он оказался пару месяцев назад, речь шла вообще об одной операции, что позволило бы посвятить часть командировки знакомству с восточной экзотикой. Одна операция в реальности превратилась в… двадцать, по вине «сарафанного радио», что полностью поглотило все его узбекские дни.
Такие ситуации лучше всего дают ответ на мой вопрос — не распалось ли их научное и профессиональное содружество из-за суверенитетов стран бывшего Союза. Тем более Казахстан вообще близкий сосед сибирского региона, если по прямой, так и двух тысяч км не будет. Нынче, конечно, пришлось добираться через Стамбул, но это же временно…
И есть большая печаль у Юрия Андреевича, что не смог раньше приехать в Алматы. В декабре прошлого года ушел из жизни его коллега и многолетний друг Алмас Ормантаев, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой детской хирургии Казахского национального медицинского университета. Я уже знаю, что сегодня, когда закончатся операции, Юрий Андреевич вместе с Владимиром Игоревичем Котлобовским, актюбинцем, президентом Казахстанской ассоциации эндоскопических хирургов, отправятся положить цветы на могилу Алмаса Камаловича.
Планета по имени Сибирь
Сегодня Ивано-Матренинская детская клиническая больница — одно из самых известных и передовых медицинских учреждений Сибири и Дальнего Востока. История у нее богатая и славная, началась 125 лет назад с купеческих финансовых вложений в покупку земли и строительство. Сам государь император Николай Второй своим указом соизволил присвоить больнице такое доброе и уютное название. Юрий Андреевич Козлов в «Матрешке», как ее ласково именуют иркутяне, руководитель и главный хирург центра хирургии и реанимации новорожденных. Когда-то трудовую биографию начинал здесь же, санитаром. Считает, что это было правильно, потому что в юности особо не понимал, какую профессию выбрать. Семья отношения к медицине не имела, а разных способностей у него хватало и на первом месте была математика. Впрочем, медицина и математика, как оказалось впоследствии, сегодня не обойдутся друг без друга, учитывая нагрянувшую эпоху цифровизации, когда в современных операционных уже не встретишь ничего механического, где царит и правит исключительно «цифра».
В октябре прошлого года Юрий Козлов стал членом Американской педиатрической хирургической ассоциации. Это крупнейшая профессиональная организация, родившаяся полвека назад, в нее входит более 1200 ведущих хирургов со всего мира. Официальный документ, выдаваемый участникам, гласит: «За знания, умения и интерес к профессии получил членство и имеет право на все привилегии и прерогативы, исходящие из этого». К числу привилегий можно отнести и возможность переезда в Штаты, работу в лучших американских клиниках, чем Юрий Андреевич, главный детский хирург Минздрава России по Сибирскому федеральному округу, не планирует воспользоваться. Он из породы настоящих сибиряков, которые, как известно, отличаются крепкими устоями, надежностью и основательностью характера, силой воли и физической выносливостью. Весной прошлого года он вместе с коллегами провел в Челябинске внутриутробную операцию, длившуюся пять часов, девочке, весившей на тот момент шестьсот грамм. Малышка могла бы появиться на свет с параличом ножек и водянкой головного мозга, а родилась практически здоровой.
Когда узнаешь о таких чудесах, сразу хочется задать резонный вопрос — почему же наши люди продолжают устремляться для лечения своих детей в зарубежные клиники, собирают для этого всем миром немыслимые суммы. Юрий Андреевич считает, что таких случаев становится все меньше. Технологии и специалисты, их освоившие, уверенно обживают медицинское пространство и в России, и в Казахстане. Оборудование иркутской операционной Козлова стоит несколько миллионов долларов, не каждая американская клиника может похвастать тем же. Более того, сибирский хирург уверен, что на западе существует кризис в этой отрасли, он даже не может назвать европейских специалистов, которые были бы на уровне лучших российских хирургов. К тому же и качество медицинских услуг постоянно совершенствуется, уходит в прошлое тема неквалифицированного послеоперационного ухода благодаря повышению грамотности всего медперсонала.
Господи, твоя власть…
Время, отведенное на беседу, закончилось. Юрия Андреевича ждут в операционной наши врачи и его сегодняшние ассистенты Мейржан Курманалиев, заведующий отделением экстренной хирургии, Берик Кушеров, заведующий отделением урологии и семимесячный алматинец с диагнозом «поликистоз почки». Здесь уже ничего не поправишь, почку придется удалять. На мониторе видно, как это происходит, поскольку трансляция идет с эндоскопической камеры, помещенной в брюшную полость ребенка, причем с 16-кратным увеличением. Для неспециалиста и стороннего наблюдателя, каковым являюсь я, это нелегкое зрелище. Появляется почти физическое ощущение, что происходящее творится внутри твоего тела, где ворочаются огромные, величиной с плоскогубцы зажимы и отсосы крови… А на самом деле это деликатнейший инструментарий, радиусом в три миллиметра, благодаря которому манипуляции хирурга похожи на работу ювелира высокого класса. Но чисто внешне, потому что ценность их несравнима ни с каким золотом… Все-таки я успела задать Юрию Андреевичу еще один, очень важный для меня вопрос. Известно, что врачи, а особенно хирурги, люди в основном сугубо материалистических воззрений, далекие от сантиментов и мистики. Они, со ссылкой на личный опыт, скажут вам, что ни в одном органе человеческого тела не обнаружили присутствие души. У детского хирурга Козлова отношение к высшим силам почтительное и трепетное. На территории Ивано-Матренинской больницы построена церковь в честь Ксении Петербургской, почитаемой православной святой. Служит в ней отец Александр, духовник и большой друг Юрия Андреевича. Каждый раз перед сложной операцией доктор приходит к нему за благословением, чтобы вновь услышать из Иоанна Златоуста: по вере вашей да будет вам.
У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.
Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.
Читайте на WWW.KP.KZ: https://www.kp.kz/daily/27238.3/4365304/