«Дома» не только стены лечат
Казахстанские родители зачастую принимают решение о вывозе детей на лечение за границу по причине отсутствия необходимой информации о том, что детей можно вылечить и в Казахстане. Такого мнения придерживается детский челюстно-лицевой хирург высшей категории, ассистент кафедры стоматологии детского возраста КазНМУ имени Асфендиярова, один из лучших специалистов в своей области — Дильшат Утепов.
Как рассказал нам доктор чаще всего, а если быть точнее 65-75 процентов детей поступающих в отделение челюстно-лицевой хирургии клиники Аксай имеют врожденную расщелину верхней губы и неба. На втором месте — опухоли челюстно-лицевой области, среди них чаще всего гемангиомы лица и шеи, лимфангиомы и др. Затем последствия травм лица – это и поверхностные, такие как рубцовые деформации мягких тканей лица и шеи, например после ожогов, механических травм и т.д. Также поступают дети на гнатические операции, дети кому показаны операции по исправлению прикуса или в связи с деформацией челюстей в следствии врожденной аномалии, например синдром Франческетти, Гольденхара, Пьера-Робена и др.
— Также часто встречаются различные малые аномалии: врожденные свищи и кисты шеи, предушные свищи, свищи нижней губы, они часто лечатся на местах, однако более сложные, и часто рецидивирующие формы направляют к нам, — рассказал Дильшат Каримович. — Среди патологии костей лица часто встречаются различные кисты и опухоли челюстей, иногда достигающие огромных размеров, с тотальным и субтотальным поражением нижней челюсти, требующие в дальнейшем многоэтапных, сложных костно-пластических операций. Каждая операция по-своему сложная, ведь добиться полного восстановления анатомии лица — это не простая задача, однако мы хирурги должны стремиться к максимальному восстановлению, и получению наиболее эстетичного вида, ведь от этого иногда зависит жизнь человек, бывают случаи суицида на фоне неудовлетворенностью своим внешним видом. Такие больные бывают закомплексованы, и добровольно заточают себя в четырех стенах своего дома, чтобы его не видели.
Как рассказал доктор, в среднем подобного рода операции длятся 1-1,5 часа, однако бывают сложные случаи, например при кожных пластиках, когда операции длятся до 3-4 часов, единичные случаи встречаются до 6 часов, например при удалении объемных опухолей лица и шеи. Реабилитация таких детей длится до совершеннолетия, а в некоторых случаях и после, и зачастую включает в себя неоднократные поэтапные операции, и подключение различных специалистов, таких как: психолог, логопед, физиотерапевт, ортодонт, отоларинголог, офтальмолог и др.
— В год в нашем отделении мы оперируем в среднем до 500-700 детей с различными патологиями ЧЛО, сообщил доктор. — С момента открытия отделения в нашей клинике в 2002г. количество операций с 90 увеличилось до 500-700 в год. Основная масса, которых из дальних регионов, из сельской местности. На сегодняшний день в очереди на госпитализацию у нас бывают до 150-200 детей, что говорит о большой потребности нашей помощи таким детям. И в плане нашей клинике расширение количества коек с патологией ЧЛО с 15 до 25.
К слову как отмечают специалисты, каждый случай не зависимо от сложности требует индивидуального подхода, ведь даже при легких, казалось бы, случаях, возможны осложнения, исправления которых бывает, требует более сложных операций.
Однако, несмотря на успехи отечественных врачей в данном направлении казахстанцы по-прежнему прибегают к помощи зарубежных специалистов.
— Могу ответить непосредственно по детской челюстно-лицевой хирургии: по основным заболеваниям проблем с лечением детей с патологией ЧЛО нет. Наиболее часто встречаемая патология — врожденная расщелина верхней губы и неба, доброкачественные опухоли мягких тканей и костей лица, последствия травм лица. На сегодня весь объем хирургической реабилитации в РК проводится. Более сложные операции в основном проводятся в Алматы УК «Аксай» КазНМУ имени Асфендиярова, а также в больницах в Астане, Шымкенте, Алматинской области и Туркестане. Так что, на мой взгляд, причин для выезда заграницу по данным патологиям нет, — сказал врач.
Как предположил доктор, основная причина выезда — это географическое расположение, то есть к примеру, с Атырау чаще едут в Астрахань (РФ), Северные регионы — в Екатеринбург, Новосибирск. ЮКО — в Ташкент (Узбекистан), Жамбылская обл. — в Бишкек (Кыргызстан).
— Есть единичные случаи выезда таких детей в дальнее зарубежье, такие, как Германия, Корея, Турция, Израиль, но это в основном дети из состоятельных семей, или через благотворительные фонды. К сожалению, эти фонды не всегда проверяют действительно ли ребенку показано лечение за рубежом, нет преемственности с ведущими клиниками РК, прежде чем отправлять на операцию. А ведь за эти деньги может получить лечение ребенок, действительно нуждающийся в лечении в условиях зарубежных клиник, — говорит хирург.
По его мнению, для того, чтобы больные обращались в клиники РК необходимо, во-первых, улучшить материально-техническое оснащение клиник, ведь для больного на начальном этапе, при выборе зачастую важную роль играет внешний вид больницы и внутреннее удобства.
«Вторая причина — отсутствие мотивации врачей, на сегодняшний день, в основном многие инновации, внедрения и новшества за счет собственного энтузиазма врача, и это никак не поощряется, посмотрите зарплату нашего врача и зарубежного, разница очевидна. Обучение на серьезных мастер-классах и специализациях, как правило, за свой счет, и, как правило это не дешево. Отсутствует преемственность между региональными и ведущими клиниками. Нужно устраивать мастер-классы и специализации для врачей в регионах, обучать, показывать результаты, чтобы врачи регионов были заинтересованы в отправлении их детей в клиники РК», — сказал специалист.
Он отметил, что в детской клинике «Аксай» были внедрены все операции, проводимые в ведущих клиниках мира по врожденной расщелине губы и неба.
— Это хейлориносептогнатопластика, интравелларная уранопластика, вторичные реконструктивные операции на верхней губе и небе, Фарингопластика по Hyness, альвеолопластика. Результаты не уступают мировым стандартам. Внедрены методы лечения сосудистых дисплазий — пропраналолом, что значительно сократило затраты на реабилитацию таких детей, и самое главное, метод является общепринятым в мировой практике. Ортогнатические операции на нижней челюсти, с целью восстановления прикуса. Костнопластические операции после удаления опухолей костей лица. Кожная пластика лица и шеи после различных видов травм с использованием подкожных эндоэспандеров. В год в университетской клинике Аксай проводится более 500 операций, — рассказал специалист.
СПРАВКА:
Республиканская детская клиническая больница «Аксай» КазНМУ имени Асфендиярова — это одно из старейших в Казахстане детских многопрофильных лечебно-диагностических учреждений. Больница насчитывает 58-летнюю историю. В ней 300 коек.
Ежегодно высокоспециализированную и специализированную стационарную медицинскую помощь получают свыше 7 тысяч детей со всей республики, из них почти 2,5 тысячи из сельской местности. В клинике ежегодно проводится более 1500 операций, осуществляется 30000 посещений в консультативно-диагностическии центр. Имеется также дневной стационар. Больница является клинической базой КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, АГИУВ и Казахстанско-Российского медицинского университета. Регулярно проводятся клинические обходы профессорами, доцентами кафедр университета.
Больница расположена в с. Тастыбулак Карасайского района Алматинской области в 5 км к западу от границы города Алматы. Площадь территории составляет 7,75 га.