Здравоохранение Казахстана: вчера, сегодня, завтра
С первых лет Независимости Первый Президент страны уделяет большое значение системе здравоохранения. За 30 лет казахстанская медицина достигла немалых высот. Путь к успеху был нелегким, где-то болезненным. Но многое изменилось в лучшую сторону. Сейчас в РК практически не осталось диагнозов, с которыми еще лет 10-15 назад казахстанцам приходилось ехать за границу.
Как «закалялась» медицина
30 лет сфера здравоохранения страны развивалась вместе с государством, также преодолевая на своем пути преграды, шаг за шагом двигаясь по направлению к намеченной цели. О том, с чем столкнулась медицина молодого государства на заре Независимости, как она «закалялась», чего достигла, и что еще предстоит сделать в интервью ЛИТЕРу рассказал ректор старейшей кузницы медицинских кадров – КазНМУ им. Асфендиярова Талгат Нургожин.
– Талгат Сейтжанович, как известно, развал Советского Союза стал непростым испытанием для республик, ранее в него входивших, но в то же время это открыло новые возможности для развития новых государств. Здравоохранение, пожалуй, одна из тех сфер, которой было тяжелее всего вставать с колен в первые годы Независимости. Расскажите, каким вы запомнили тот период, с какими трудностями сталкивались опытные и только начинающие медики?
– В девяностые годы я после окончания медицинского университета и службы в армии устроился на работу в Казахский национальный медицинский институт имени Санжара Асфендиярова. Это были тяжелые годы для казахстанской медицины. Не обошли сложности и университет, бывший флагманом медицинского образования Казахской ССР. Некоторые здания были приватизированы, материально-техническая база оставляла желать лучшего. Многие специалисты, врачи с многолетним опытом покидали профессию. Сфера здравоохранения теряла кадровый потенциал. Но мы не теряли надежды, я, работая на кафедре фармакологии, всегда верил, что ситуация изменится к лучшему. Может, так и нужно было, чтобы в медицине остались только верные своему делу врачи, которые пришли в профессию, чтобы помогать людям.
Отрасль медицины в те годы страдала от хронического недофинансирования. Не хватало всего, даже речи не шло о закупке современного оборудования. Врачам в детской больнице «Аксай», к примеру, приходилось на свои деньги покупать еду детям, прибывшим на лечение из других регионов страны. Однако, несмотря на все сложности, удалось сохранить основную инфраструктуру, обеспечить казахстанцев медицинским обслуживанием.
Это было тяжелейшее время для всей страны. Наверное, единственным плюсом было то, что медики не потеряли работу, но доходов, конечно, не хватало на хорошую жизнь.
Думаю, что мы, медики, и в то время, и после, да и всегда не стремились и не стремимся к обогащению. Все-таки для нас профессия – это призвание на всю жизнь, а основным драйвером, толчком всегда является сострадание и желание помочь пациентам, вылечить людей, исцелить. А самой большой наградой для нас являются не деньги, а благодарность пациента.
– Свои первые шаги в профессии вы сделали именно в этом университете, которым руководите с 2017 года. В 1993 году вы поступили на должность ассистента кафедры фармакологии в КазГМУ им. С.Д. Асфендиярова, изнутри видели развитие старейшего медицинского университета уже в Независимом Казахстане. Как, по вашему мнению, обретение страной суверенитета отразилось на подготовке медицинских кадров, насколько изменился подход?
– Думаю, реформы, которые были проведены не только в медицине, а во всем обществе, позволили сделать шаг к прогрессу, к вхождению Казахстана в круг развитых стран. Надо понимать, что советское здравоохранение, несмотря на его качество, было ресурсозатратным и слишком дорогим для современных условий. Необходим был структурный переход, и кризис в сфере здравоохранения в любом случае бы наступил. В первые годы Независимости мы боролись с проблемами недофинансирования, дефицита кадров. Уже тогда мы видели кардинальное отставание нашей отрасли, нехватку современных технологий.
А затем мы начали сталкиваться с ситуацией, когда дорогостоящее оборудование закупалось, но, оно простаивало из-за нехватки специалистов… Стоит отметить, что сейчас вопрос с дефицитом медицинских кадров, благодаря увеличению финансирования, общего внимания к медицинской отрасли, постепенно закрывается. Да и в целом наше здравоохранение сегодня и вчера – это небо и земля. Все это стало реальным, благодаря Первому Президенту – Елбасы Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, его мудрой, дальновидной политике. Страна под его руководством с честью прошла непростой путь становления, Казахстан стал уникальной моделью межэтнического согласия, наш университет – яркий тому пример. У нас учатся студенты из 22 стран, 40 национальностей, мы все – одна большая медицинская семья.
– А что нового за годы Независимости, становления и роста было внедрено конкретно в плане обучения медицинских специалистов?
– Медицина – отрасль, которая никогда не должна останавливаться в своем развитии. Сегодня нам нужны врачи новой формации. Необходимо внедрять западные модели подготовки специалистов. Врач должен стать не просто человеком с дипломом, а уважаемым человеком в обществе, непрерывно повышающим свою квалификацию, осваивающим новые технологии и получающим высокую зарплату. Развивающаяся семимильными шагами медицина требует значительного усиления качества подготовки врачей. Система высшего медицинского образования должна обеспечить качественный прорыв в подготовке медицинских и фармацевтических кадров. В профессию не должны попадать случайные люди. Нужно понимать, что лучше подготовить одного качественного врача, чем десять средних специалистов. Более того, важно уделять больше внимания превентивной медицине, развитию ПМСП. Налаживать стратегическое партнерство с ведущими мировыми медицинскими вузами, чем мы и занимаемся. Мы уже внедрили у себя шестилетнее образование для врачей. Эти реформы позволят нашим специалистам в перспективе котироваться не только в Казахстане, но и за рубежом. Мы поощряем участие наших специалистов в международных исследованиях, научные коллаборации, написание научных статей с высоким импакт-фактором, обмен опытом и академическую мобильность.
В целом, я думаю, необходимо принимать такие меры, чтобы наша медицина могла не только быстро принимать зарубежные технологии, но и прогрессировать самостоятельно, учитывая накопленные нами богатые традиции.
Стремительные изменения в сфере здравоохранения и медицинского образования происходят именно сейчас, на наших глазах и при нашем участии. В первую очередь – внедрение ОСМС. Это рыночная среда, которая сама по себе отсеивает плохих специалистов и плохие медицинские учреждения. Теперь не министр решает, кто будет лечить вас или меня, это решаем только мы сами, и наши деньги, отчисляемые в Фонд, пойдут за нами в ту клинику, где нас лучше лечат, обслуживают. К этому стремится весь мир, и я рад, что и Казахстан пришел к этому изменению.
Вместе с этим кардинально поменялись и взгляды на обучение будущих медиков. Сегодня требования к специалистам растут, потребность в квалифицированных кадрах тоже увеличивается. Мы не хотим лечиться у врача с тремя дипломами, который знает только, как учиться, правильно? Мы хотим лечиться у специалиста с высшим образованием, с определенной практикой, с опытом за плечами. Это мы и стараемся дать нашим студентам. Мы еще до внедрения ОСМС приняли стратегию триединства: обучение, практика-лечение и наука. Мы учим студента, даем ему возможность практиковаться и взращиваем ученых. Выпускник нашего университета за годы учебы получает не только багаж теоретических знаний, но и опыт работы с пациентами, опыт проведения сложных операций на симуляционном оборудовании, практику лечения в университетских клиниках, на клинических базах у постели больного. Если выпускник захочет продолжить карьеру в научной сфере, то он может работать в научно-исследовательских институтах, научных центрах университета. Для всего этого мы сейчас системно совершенствуем работу в университетских клиниках, закупаем новое оборудование, взяли в доверительное управление новые клиники в регионах для развития медицинской помощи в областях. Помимо этого, мы вкладываем огромные средства в развитие симуляционного образования – это новые симуляционные центры по различным областям медицины, чтобы будущие медики без вреда для пациентов оттачивали свои навыки на роботах, точно повторяющих структуру тела человека.
Для студентов мы ведем совместную работу с зарубежными партнерами, иностранными вузами, внедрили двухдипломное образование. Чтобы наш выпускник, получив знания, попрактиковавшись на симуляторах, проработав в больницах, был востребованным не только в Казахстане, но и за рубежом. Сегодня наши студенты уже учатся в уникальных условиях, о которых мы, к сожалению, не могли даже и мечтать.
https://liter.kz/zdravoohranenie-kazahstana-vchera-segodnya-zavtra/
Ключевые слова:
https://news kaznmu edu kz/здравоохранение-казахстана-вчера-се/