Исполняется 100 лет со дня рождения известного ученого ученого-физиолога страны проф. Мамановой Х.Е.
Всем кураторам и наставникам учебных групп КазНМУ
В сентябре 2018 года исполняется 100 лет со дня рождения известного ученого-физиолога страны проф. Мамановой Х.Е. Проведение кураторских часов в учебных группах запланировано в работе вуза.
Халида Есенгуловна Маманова успешно окончила ускоренный выпуск лечебного факультета КазМИ (ныне КазНМУ) в декабре 1941 года и была зачислена в аспирантуру НИИ физиологии АНКазССР. Но, в связи с началом ВОВ в феврале 1942 года была призвана в ряды Красной Армии, более года служила начальником амбулатории 82 батальона авиационного базирования. С 1943 года, после окончания 3-х месячных курсов, работала гинекологом 24 района авиационного базирования до демобилизации в 1946 году. С военной частью была на Юго-Западном, Сталинградском, Южном, 4-м Украинском, Белорусском фронтах. Дошла до Вены, была ранена в левую руку, получила инвалидность 3 группы.
Награждена орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией в ВОВ».
Вернулась с ВОВ, с 1946 по 1951 год работала ассистентом кафедры патологической физиологии КазМИ под руководством крупнейшего физиолога проф. О.С. Глозмана. Под его руководством защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Гетерогемагглютинация в норме и при некоторых заболеваниях». В 1951-1954 годы, в связи с состоянием здоровья, переехала в сельскую местность, была заведующей сельским врачебным участком, доверенным врачом Профсоюза работников сельского хозяйства Республики. С 1954 по 1959 годы Маманова Х.Е. – ассистент кафедры нормальной физиологии Карагандинского медицинского института.
В 1959 году организовала кафедру патофизиологии в Актюбинском мединституте. В 1967 году защитила докторскую диссертацию на тему «Изогемагглютинины и гетерогемагглютинины как неспецифические факторы иммунитета человека и животных». Ниже публикуем с некоторыми сокращениями откровенную автобиографию юной Мамоновой Халиды, лично написанную абитуриенткой в 1937 году при поступлении в медицинский институт. Дочь репрессированного казаха-скотовода прожила сложную и достойную жизнь.
Автобиография
Я родилась 27 сентября в 1928 г. в поселке Кара-Агач Аксуйского района Алма-Атинской области, в семье крупного скотовода Маманова Есенгула. По рассказам родственников известно, что наша семья была очень многочисленная, так как мой отец имел несколько жен, но каждая жена жила отдельно. У матери по счету я была третьей. Воспитывалась я также, как воспитывались в то время дети казахов, но понятно, что мое воспитание было несколько лучше, чем воспитывались дети бедных, которые жили в бараках моего отца. Хотя я была ребенком, мне было ясно, что отличаюсь от всех детей, которые бегали по двору. Я видела, как все бедные унижались перед моим отцом, а дети бедных унижались передо мной. Но сейчас, когда я стала взрослой, мне больно вспоминать об этом.
Когда мне исполнилось 7 лет, в 1925 году, родители спросили: «Желаю ли я учиться?». И я согласилась с мнением отца, хотя не знала, на что согласилась. Осенью этого года меня привезли в г. Алма-Ату, но долго не могли устроить в школу, так как я не умела говорить по-русски. Русская школа не принимала меня; поэтому родители решили отдать меня в русскую семью к частному учителю на домашнее обучение, чтобы я научилась говорить на русском языке. Я попала в большой дом с садом, на одной из главных улиц Алма-Аты. Дом состоял из шести комнат. В одной из них находились хозяйка-учительница с хозяином, в другой два сына, в 3-й комнате жила дочь, здесь устроили и меня. В этой обстановке я начала новую для меня, интересную жизнь. Хозяйка была пожилая, очень хорошо обходилась со мной, старалась не обидеть меня и она была моей учительницей. Занималась я в день 2-3 часа. Конечно, свою учебу начала с азбуки. Но сначала было скучно, я не понимала их речь, все казалось мне странным. В особенности я боялась русских стариков, поэтому находилась в очень трудном положении, когда возвращался домой Иван Петрович, так звали хозяина семьи. Его глаза, которые, как казалось мне, находились в глубокой яме, орлиный нос и грубый смех, который сопровождался с образованием на его лице множества складок и морщин приводили меня в ужас. Мальчишек я вообще боялась — в эти 2 месяца получила несколько оскорблений и обид, потому близко не подходила к нашим ребятам. Девочка Катя была старше меня на два года, училась во втором классе, и мы обе очень жалели, что не могли объясняться, хотя все время находились вместе. Через некоторое время я стала понимать русскую речь, как по жестам, так и по разговору, но сама не могла говорить. К Иван Петровичу тоже постепенно привыкла, ребят перестала бояться, с моей хозяйкой-учительницей и Катей не могла даже расстаться, когда уезжала домой. Таким образом, проучилась я два года, хорошо научилась говорить, а потом поступила в 3 класс средней школы. Но в 1928 году произошло изменение в жизни нашей семье: как административно-высланных нас поселили в Пензенском округе Средне-Волжского края, и я, конечно, в том году учиться не могла.
После года, по разрешению властей, мы переселились в город Оренбург. С 1929 г. я училась в школе, окончила 6-й класс, когда в 1932 году умер мой отец. Мы — пятеро детей до 1934 года остались с нетрудоспособной матерью на иждивении старшего брата нашего отца Маманова Ибраима. Окончив в 1932 году школу-семилетку, я поступила на первый курс кооперативного техникума в городе Уральске. Конечно, училась скрыв свое социальное происхождение. После окончания учебного года, наш техникум ликвидировался из-за отсутствия финансовых средств, и я была направлена по разверстке в Семипалатинский фармацевтический техникум. В середине зимы, когда училась на первом курсе техникума, меня вызвали в обком партии. Конечно, я догадалась по какому делу: когда зашла в кабинет со мной ласково поздоровались и посадили на диван. Началась беседа с вопросов: «Кем был мой отец, где жила, где была?» И я, не слушая советов моих родственников, честно рассказала все, что знала о семье. В результате меня исключили из рядов комсомола, но оставили учиться в техникуме. После этого ко мне окружающие стали относиться холодно, даже стипендию, которую получала по успеваемости, снизили до единовременного пособия. Не стало желания и настроения оставаться в этом техникуме.
Когда в газетах появились объявления о приеме в высшие учебные заведения Союза, передо мной встала задача – поступить в институт. После окончания второго курса техникума меня послали на производственную практику в г. Алма-Ату, откуда я не вернулась совсем. В 1936 г. поступила на 4 курс рабочего факультета при КазМИ, окончила его в 1937 году и подаю заявление в КазМИ, желая стать врачом. Подпись – Маманова Халида.