Казахстанские врачи уходят из профессии, опасаясь уголовных дел
Сегодня страна столкнулась с проблемой, когда медицинские работники никак не защищены. На них нападают, угрожают или еще хуже. Заводят уголовные дела. Арест алматинских врачей взбудоражило общественность, что пришлось вмешаться самому Президенту. Токаев даже прервал дела в Нью-Йорке, где проходил крупный саммит и отреагировал на волнения медиков. После этого главврача 4-ой горбольницы Каната Тезекбаева и его коллегу выпустили из СИЗО. Дело держат в строжайшем секрете. В интересах следствия. Но все же, в этой истории больше вопросов, чем ответов. Известных врачей обвиняют в халатности. Хотя их пациент — сын главного полицейского Алматы, умер на операционном столе немецких хирургов. Но арестовали казахстанских врачей, лечивших его на Родине. В этом запутанном деле разбирался наш специальный корреспондент Адиль Онербаев.
Адиль Онербаев, корреспондент: Канат Тезекбаев работает в этой больнице с 2014 года. Долгое время он трудился заместителем главного врача, а с прошлого года получил повышение. Но несмотря на высокие посты, медик регулярно проводил сложнейшие операции. Как рассказали в городском акимате, до этого случая врач не имел никаких дисциплинарных взысканий. Арест своего руководителя медицинский персонал поверг в настоящий шок. Персонал больницы все еще приходит в себя после ареста известных врачей. Стараются меньше говорить с журналистами, а на вопросы о той самой операции реагируют гробовым молчанием. Первый под прицел правоохранителей попал анестезиолог Аскар Тунгушбаев. Его арестовали в начале сентября. Почти месяц он провел в изоляторе. А главного врача «четверки» Каната Тезекбаева отстранили от работы. Причем общественность узнала об уголовном преследовании медиков только спустя несколько недель. После публикации письма Дины Тезекбаевой – супруги главврача больницы.
Дина Тезекбаева, супруга Каната Тезекбаева: Были предоставлены документы, ходатайства от медицинского сообщества, документы для того, чтобы его выпустили под залог. Но судья не удовлетворил ходатайства. После моего обращения к Президенту Токаеву ситуация в корне изменилась. Супруга арестованного главврача заявила, что ее супруг не руководил операцией, а лишь ассистировал. Пациентом был — сын начальника Департамента полиции Алматы, который скончался спустя несколько недель уже в Германской клинике. В обществе уже заговорили о возможном силовом давлении со стороны отца пациента Серика Кудебаева. Молчание правоохранительных органов эти сомнения подогревали еще больше. Стражи порядка до сих пор хранят молчание.
Асель Бисембаева, заместитель руководителя управления общественного здоровья г. Алматы: Пока идут следственные мероприятия, мы ничего не можем говорить. Также это является врачебной тайной. Я единственное вас призываю, давайте не будем вызывать социальное напряжение. Я думаю, что без вины виноватыми никого не сделают. Из-за конфликта интересов дело поручили департаменту экономических расследований. При этом ни вскрытия, ни судебно-медицинской экспертизы не проводили, сообщили в Минздраве. Неизвестно также и то, как борцы с экономическими преступлениями будут добиваться правды в медицинском деле.
Вячеслав Локшин, председатель ассоциации репродуктивной медицины РК: Пациент вообще погиб вне Казахстана. Значит нужно провести расследование как его лечили за рубежом. Ответственность должны нести все, если она действительно существует. Дело об аресте алматинских врачей обнажила давнюю проблему понятия «врачебная ошибка». Чего не исключил министр здравоохранения. Но могла ли она повлиять на смерть пациента — пока неясно. Другая проблема необоснованное уголовное преследование медиков. Елжан Биртанов считает, что врачей нельзя лишать свободы, они должны продолжать работать.
Елжан Биртанов, министр здравоохранения РК: Ошибка может произойти у каждого. Но в законодательстве четко прописано понятие ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Сегодня медики поднимают этот вопрос – что данная норма неправильно сформулирована. Поскольку слово ненадлежащий может означать, что человек не сверху вниз, а снизу вверх обработал рану. Пробелы в законе планируют искоренить. В Минздраве предлагают закрепить термин «медицинский инцидент», а в качестве наказания применять штрафные санкции. Причем, выплачивать компенсацию будут как сами врачи, так и страховые компании.
Елжан Биртанов, министр здравоохранения РК: США декларирует наибольшее количество медицинских ошибок, в том числе с летальным исходом. Но никогда это не сопровождается уголовным преследованием. Для чего это делается? Чтобы общество, медицинское сообщество учились на ошибках. У нас человек если ошибся, то боясь уголовного преследования, он просто будет молчать. В нашей стране тактика лечения любого заболевания прописана в протоколах. Руководство, которое врач ни в коем случае не должен нарушать. По мнению экспертов, у медиков порой связаны руки протоколами. За их неисполнение больницы платят многомиллионные штрафы. И это доходит до абсурда, говорит Денис Данилевский.
Денис Данилевский, общественный деятель: Врачи зажаты у нас сейчас со всех сторон. Я не знал, недавно узнал и даже писал об этом, что есть протокол мытья рук. Как правильно мыть руки перед операцией и перед тем как сделать больному укол. Вот так, а не вот так надо движения делать. Если отношение к врачам не поменяется, то опытных специалистов в Казахстане не останется, уверен эксперт. Такого же мнения и ректор главного медицинского ВУЗа страны. По словам Талгата Нургожина, за полгода около 70 хирургов и анестезиологов переквалифицировались на другие медицинские специальности, менее опасные и рисковые.
Талгат Нургожин, ректор КазНМУ им. Асфендиярова: Многие хирурги и анестезиологи уходят из практики. Все анестезиологи хирурги уходят в такие специальности, где меньше волокиты, связанные со здоровьем человека. Тогда мы потеряем многих специалистов. Мало того, такого рода отношение деморализует людей. Ты думаешь каждый раз, что тебя посадят и при этом делаешь операцию, и невольно ты можешь сделать ошибку.
Адиль Онербаев, корреспондент: Казахстанские врачи в один голос твердят – медицинские инциденты пора декриминализировать. При этом они не оправдывают подозреваемых алматинских медиков. Так как доподлинно неизвестно, была ли совершена грубая ошибка во время операции или нет. Каната Тезекбаева и Аскара Тунгушбаева подозревают в ненадлежащем выполнении своих профессиональных обязанностей, повлекшее смерть человека. В случае признания их виновными, медикам грозит до трех лет лишения свободы.