Какие эпидемии угрожают Казахстану и что делать?
Ученые констатируют ухудшение ситуации с распространением инфекций в мире
Дмитровский А.М., д. м. н., профессор кафедры инфекционных и тропических болезней Казахского национального медицинского университета
Мальцева Э.Р., магистр биотехнологий, мл. научный сотрудник лаборатории генома Института молекулярной биологии и биохимии им. М.А. Айтхожина
Рост эпидемий связан, прежде всего, с процессами глобализации — лавинообразно нарастает количество людей, переезжающих с места на место с деловой или туристической целью. Ежегодный туристический поток составляет свыше 1,1 млрд человек, за последние четверть века он как минимум утроился. Нарастают объемы перемещаемых товаров, в том числе животного и растительного происхождения.
Значительное воздействие на эпидемическую ситуацию оказывают социальная напряженность, войны, разрушение существующих санитарно-эпидемиологических структур, массовая миграция населения, происходящая, прежде всего, из крайне неблагополучных в эпидемиологическом плане регионов.
Все это приводит к быстрому возникновению вспышек опасных инфекций, активации давно известных и даже вакциноуправляемых инфекций, распространению опасных эндемичных инфекций за пределы их природных очагов.
На этом фоне происходит лавинообразное нарастание количества вспышек опасных инфекционных заболеваний, с 990 в 1980—1990-х годах до 3,5 тыс. в 2000-х, то есть практически четырехкратно.
Так, в последние десятилетия активизировались болезни, считавшиеся контролируемыми, например, холера, распространившаяся в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века из Латинской Америки и охватившая все континенты, включая две завозные вспышки в Казахстане: в 1993 году в Южном Казахстане и в 2001-м в Актау.
Корь — вакциноуправляемая инфекция — активно распространилась на постсоветском пространстве, включая Казахстан в начале 2000-х.
Лихорадка Эбола неожиданно охватила в 2013—2015 годах 6 стран Африканского континента, при этом официально было зарегистрировано 2388 подтвержденных случаев, из них 1590 больных умерло.
В 2016—2017 годах развилась крупная вспышка кожного лейшманиоза в Южном Казахстане.
Складываются благоприятные условия к генетической модификации существующих опасных патогенов, в эндемичных территориях экваториальной Африки и Юго-Восточной Азии, чему способствуют значительная плотность населения, тесный контакт с животными и другими факторами в природных очагах, плохие санитарно-эпидемиологические условия проживания и бедность населения.
Так, опять же в Юго-Восточной Азии появился так называемый птичий грипп (вирус гриппа А, H5N1). Стоимость мероприятий, направленных на борьбу с птичьим гриппом, оценивается в $25−30 млрд.
Отмечено, что в последнее время возрастает количество вновь возникающих новых патогенов, так, ежегодно возникают минимум два новых опасных для человека вируса, которые в дальнейшем быстро мигрируют на новые территории, приобретая иногда эпидемическое или даже пандемическое распространение.
Например, в последние десятилетия появились новые опасные для человека и животных коронавирусные инфекции — сначала атипичная пневмония, тяжелый острый респираторный синдром (SARS) — в Юго-Восточной Азии (Китае). Мероприятия, направленные на локализацию и ликвидацию эпидемии, обошлись в $40−50 млрд.
Затем появился так называемый ближневосточный респираторный синдром (MERS) в арабских странах Ближнего Востока, проявлявшийся вначале в виде отдельных случаев заражения людей от контакта с животными, в основном — верблюдами, но неожиданно вызвавший крупную завозную вспышку в клинике Южной Кореи.
Надо сказать, что основными «поставщиками» новых опасных инфекций у нас были Африка и Юго-Восточная Азия.
Из Африки вышли когда-то натуральная оспа, желтая лихорадка, ВИЧ-инфекция, такие инфекции, как Эбола, Марбурга, Ласса. Природно-климатические условия в Экваториальной Африке благоприятствуют развитию многих инфекций, включая ту же менингококковую инфекцию, именно там в «менингококковом» поясе регистрируется самая высокая заболеваемость этой инфекцией.
Другим фактором, оказывающим важное влияние на появление и распространение опасных для человека инфекций, является наличие в Экваториальной Африке многообразия приматов, достаточно близко родственных человеку. Исторически длительное время местные патогены циркулировали в популяции обезьян, периодически вызывая локальные вспышки у местного населения, но нарастающие процессы глобализации способствуют распространению этих патогенов не только внутри Африканского континента, но и далеко за его пределы.
Другим важнейшим очагом многих опасных инфекций является Юго-Восточная Азия. Исторически считается, что отсюда вышло 7 пандемий холеры, 3 пандемии чумы. Именно отсюда ежегодно к нам приходят эпидемия гриппа, периодически приобретая пандемическое смертоносное течение (птичий грипп), атипичная пневмония.
Социально-экономические условия, сложившиеся в регионе, — значительная плотность населения, прежде всего сельского, традиционное выращивание на подворьях птиц и свиней, особенности местного менталитета, тесный контакт людей, в том числе детей, с животным, особенности питания местного населения — создают благоприятные условия для процесса реассортации у вируса гриппа А, выхода из ограниченных природных очагов и быстрого распространения других опасных вирусов (SARS). Распространение энтерогеморрагической кишечной палочки в Европе в последнее десятилетие, а также антибиотикоустойчивых штаммов возбудителя туберкулеза в Казахстане может быть связано в том числе с источниками в Юго-Восточной Азии.
С другой стороны, в последнее время небывалое распространение получили многие опасные трансмиссивные инфекции, такие как лихорадка Денге, превратившаяся с 70-х годов прошлого века в глобальную проблему, охватившую практически все континенты, лихорадка Западного Нила, начавшая свое движение из Северной Африки в 90-е годы и появившаяся к настоящему времени не только во всем Средиземноморье и в других странах Европы, но и в США и России, лихорадка Зика, стремительно превратившаяся в глобальную проблему общественного здравоохранения во всех тропических и субтропических регионах планеты.
Если лихорадки Денге и Зика не представляют для Казахстана пока угрозы вследствие того, что их переносчиками являются тропические виды комаров, не встречающиеся в РК, то лихорадка Западного Нила в последнее десятилетие вызвала несколько крупных вспышек, охвативших сотни и тысячи людей в соседних с Казахстаном областях Российской Федерации, таких как Астраханская, Саратовская, Волгоградская. Скорее всего, эта инфекция уже проникла на территорию РК, просто никто пока не проводит ее диагностику в республике.
Также на сопредельных территориях РФ широко регистрируется уже африканская чума свиней.
От инфекционных и паразитарных болезней в мире ежегодно погибает 22,2 человека на 100 тыс. населения (11,3 из них — от туберкулеза), по данным ВОЗ, с начала 2000-х инфекционные болезни занимают прочное второе место как причина смертности населения земного шара после сердечно-сосудистых заболеваний, однако если учитывать их исходы и последствия, они уже выходят на первое место. Ожидается, что в предстоящие 30 лет наибольшими темпами будет расти смертность именно от инфекционных заболеваний.
Все вышеизложенное требует от мирового сообщества постоянного контроля за инфекционной заболеваемостью людей, животных и растений, непрерывного совершенствования возможностей лабораторно-этиологической диагностики, эпидемиологического надзора, подходов к диагностике, лечению, а также системе противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Важнейшим компонентом этой работы является, с одной стороны, защита территории РК от завоза или заноса опасных патогенов, с другой — мониторинг природных очагов, имеющихся в Казахстане, контроль за заболеваемостью животных, прежде всего, сельскохозяйственных, но также и диких.
На территории РК имеется целый ряд природно-очаговых инфекций, таких как чума, туляремия, конго-крымская геморрагическая лихорадка, хантавирусная инфекция, клещевой энцефалит. Присутствуют зоонозные инфекции с глобальным распространением, такие как бруцеллез, сибирская язва, пастереллез, листериоз, иерсиниозы. Создается впечатление, что в Казахстане совсем или частично не регистрируется ряд зоонозных инфекций, таких как лептоспироз, коксиеллез, боррелиозы, риккетсиозы, поскольку выборочные исследования показывают широкое распространение этих инфекций в регионах. Таким образом, система здравоохранения должна непрерывно работать над повышением возможности мониторинга и готовности к завозу инфекций извне и возникновению эпидемий внутри страны.
В этом плане Глобальная программа ВОЗ предполагает три принципа: предотвращение катастроф, которые можно избежать; выявление угроз на раннем этапе; быстрое и эффективное реагирование.
Эта работа предполагает выполнение нескольких пакетов мероприятий: иммунизация, биобезопасность, зоонозы, противомикробная устойчивость; национальная лабораторная система, эпиднадзор; связь с правоохранительными органами, координация с ЧС.
Важнейшими аспектами своевременного выявления вспышек или отдельных случаев инфекционных заболеваний у людей и животных являются наличие современной лабораторной базы, использование мирового опыта и тесная интеграция с учеными и лабораторными центрами других стран.
Подробнее: https://kapital.kz/gosudarstvo/69149/kakie-epidemii-ugrozhayut-kazahstanu-i-chto-delat.html