Каким будет новое поколение казахстанских медиков
В КазНМУ состоялась Августовская конференция, в ходе которой ректор Казахского национального медицинского университета имени Санжара Асфендиярова презентовал сотрудникам вуза стратегию развития КазНМУ. В ее рамках основным вектором развития вуза станет стремление к гуманизации медицинского образования, обеспечивающее воспроизводство специалистов персонализированной медицины.
До 2020 будет обеспечено:
- Внедрение Интегрированной академической системы здравоохранения
- Создание консорциума BILIMED / Объединение НИИ как Университетской клиникой
- Преобразования Университета в научно-исследовательской и образовательный центр – ключевой фрагмент Интегрированной академической системы здравоохранения
- Поддержание партнёрских отношений с ведущими Вузами мира
- Развитие IT технологий в образовании и науке (создание новых цифровых программ образования)
- Развитие трансляционной науки подготовка специалистов в области трансляционной медицины
- Привлечение инвестиций и достижение финансовой независимости
К 2030 г. будет достигнуто:
- Лидерство в медицинском образования и ведущий научный центр в Средней Азии
- Реальная конкурентоспособность в сфере образовательных услуг на международной арене
Как отмечает Глава государства Нурсултан Назарбаев, должна измениться роль системы образования. «Наша задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации», — говорит Президент.
Презентуя стратегию КазНМУ ректор вуза Талгат Нургожин подчеркнул, что в основу высшего медицинского образования должны быть положены новейшие тренды технологий здравоохранения. К 2020 году повсеместное развитие получат домашняя диагностика и роботизированная хирургия. Расширится внедрение лечения стволовыми клетками, пренатальная манипуляция генами, персонализированная медицина. К 2030 году прогнозируется внедрение встроенных датчиков тканей человеческого тела, биэлектронных препаратов, генной терапии. К 2040 — полное моделирование тела и мозга, технологии антистарения.
Массовое развитие получат технологии миэолектрического протезирования, создания искусственных органов. Отдельной тенденцией будет аугментация — улучшение возмоностей человеческого тела, таких как обоняние, слух и зрение. При этом, как отметил Нургожин, ничто не сможет заменить мастерство самого врача.
Он подчеркнул, что уже сейчас одно из четырех иновационных новых лекарственных средств, одобренных FDA в 2015 году, относились к персонализированной медицине. 35% новых ЛС для лечения рака, одобренных FDA в 2015 году, также были ЛС персонализированной медицины.
Мировые университеты широко внедряют современные методы обучения. Так в университете Джонса Хопкинса клиническая практика практикуется с первых недель обучения. Вуз активно участвует в проекте «Геном человека». Университеты Оксфорда, Кэмбриджа и Стэнфорда — поручают студентам подготовку научных проектов. Активно в западных вузов обучают врачей социальным и поведенческим наукам, политике. В мировых вузах практикуется более широкий упор на общение врача и пациента, навыки презентации, качественные навыки научных исследований, углубленное изучение этики медицины, получение передовых технических навыков работы в лаборатории.
В свою очередь, КазНМУ существует ряд проблем, которые необходимо решить для дальнейшего развития университета. В вузе отсутствует, по словам Нургожина, ориентация на основные тренды медицинских технологий Не формируется понимание и не осваиваются принципы персонализированной медицины. Нет ориентации на развитие компетенций. Студентам предоставляется устаревший контент, вне контекста с передовой клинической практикой.
Тем временем, в казахстанском здравоохранении наблюдается рост хронических неинфекционных возраст-ассоциированных заболеваний. Сохраняется высокая заболеваемость туберкулёзом, ВИЧ, гепатитом. Отдельной проблемой является дороговизна медицинских технологий и неравный к ним доступ. Среди пожилого населения растет потребность в специализированной помощи. Отмечается, что практикуется излишний фокус на лечебные мероприятия вместо приоритета профилактики и упреждающей медицины. В реальную практику научные открытия внедряюстя с запозданием. Существует проблема дороговизны и длительности создания и внедрения новых методов диагностики и лечения.
КазНМУ планирует сформировать новое поколение медиков с уровнем профессиональной подготовки, технологических навыков и конкурентоспособности отвечающим современным приоритетам и будущим вызовам казахстанского и мирового здравоохранения XXI века.
Вуз является лидером современного медицинского образования, науки и клинической практики Казахстана и Центральной Азии.
КазНМУ – это автономная, самодостаточная, финансово ответственная и устойчивая организация, приверженная транспарентному ведению дел, свободная от коррупции и несправедливости, открытая для сотрудничества с казахстанскими и зарубежными организациями
Кадры в КазНМУ — это культурные, интеллигентные и разносторонне образованные гражданине, высококвалифицированные профессионалы, авторитетные и справедливые менторы, мотивированные и конкурентоспособные новаторы, искренние и открытые к общению наставники, призванные подготовить новое поколение казахстанских медиков XXI века
Выпускники КазНМУ обладают навыками клинического мастерства, знаниями передовых технологий и качествами пациент-ориентированности, позволяющими быть востребованными для системы здравоохранения Казахстана и конкурентоспособными на международном рынке медицинских услуг.
Стратегические цели университета
Внедрение стандартов медицинского образования, соответствующих приоритетам здравоохранения Казахстана, а также трендам мирового здравоохранения XXI века
Создание интегрированной академической системы здравоохранения с участием учебных и научных подразделений КазНМУ, а также республиканских НИИ расположенных в г. Алматы
Развитие трансляционной науки на основе грантового финансирования Министерства образования и науки, а также международных научных грантов
Развитие стратегического партнерства с Медицинской школой Университета Дьюка с целью внедрения международных стандартов медицинского образования и трансляционной науки
Создание условий для полноценного внедрения системы корпоративного управления путем усиления полномочий Наблюдательного совета, комитетов и аудиторской службы
Реализация проекта ГЧП в здравоохранении республиканского значения «Строительство и эксплуатация многопрофильной больницы на 300 коек при КазНМУ в рамках концессии BTO
Участие в реализации проекта Всемирного банка в области медицинского образования в рамках займа на развитие системы медицинского страхования в Казахстане
Семь новых принципов образования в КазНМУ
Учебные программы основанные на компетенции, легко адаптируемые к меняющимся внешним условиям
Междисциплинарное образование в отличие от узкоспециализированного подхода.
Широкое использование возможностей информационных технологий в целях развития навыков по сбору и анализу информации и доказательной базы, моделирования и тестирования, способности мыслить творчески и осваивать большие потоки информации в поисках правильных решений.
Широкое использование международных ресурсов и адаптация к решению проблем местного характера.
Укрепление образовательных ресурсов через систему мотивации и инвестирование в профессиональное развитие профессорско-преподавательского состава
Профессионализм, основанный на компетенции, лидерских, коммуникативных, этических и нравственных качествах
Интеграция и синергизм медицинского образования, науки и клинической практики
В вузе пересмотрят программу образования — критерии приема, каналы прдеоставления знаний и компетенции. Необходим определенный уровень подготовленности как социально ответственный гражданин с необходимыми знаниями и навыками. В последние годы — тенденция фокусироваться на гуманитарных науках. Так в Медицинской школе Icahn популярна программа HuMed – гуманитарная медицина.
Каналы предоставления знаний: дидактические лекции, малые студенческие группы, обучение в многодисциплинарных командах, раннее вовлечение студентов в клинический процесс с участием пациентов, разнообразие рабочей обстановки – обучение на уровне первичного звена здравоохранения и на базах больниц различного уровня, широкое использование информационных технологий.
Компетенции: самой главной инновацией в медицине всех времен и народов являются руки, глаза и уши компетентного врача. «В ближайшие десятилетия мы станем свидетелями того, что эти инструменты вновь станут главенствующими и наиболее востребованными в медицине. Наряду с этим, приоритетным станет широкое применение технологий искусственного интеллекта и других мобильных технологий, принципа «интернета вещей»», — сказал ректор.
Какими будут 10 ключевых компетенций студента КазНМУ
АМБИЦИОЗНЫЙ — ставит перед собой большие цели, благородные жизненные приоритеты, а также долгосрочные карьерные задачи, востребованные обществом. При отборе студентов будут предусматривать наличие жизненного опыта, амбициозные благородные цели, нравственные приоритеты, приветствовать опыт участия в благотворительных и других проектах, спортивные, академические и другие достижения
В процессе отбора, помимо стандартных тестов, приоритет будут отдавать личным собеседованиям, анализу эссе и другим путям лучшего ознакомления с личностью кандидата
ГУМАННЫЙ – проповедует «медицину с добрым лицом» в интересах пациента, во имя предупреждения и сохранения здоровья, облегчения страданий. В процессе учебы планируется организовывать летнюю практику в хосписах, онкологических подразделениях, центрах для детей с ограниченными возможностями, предусмотреть курсы клиент-ориентированности, например, семинары John Tschohl с успешной реализацией Технодом, Цеснабанк)
ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ — является образцом культурного, интеллигентного человека, с пониманием и уважением относящегося к интересам окружающих. Больше внимание будет уделятся нравственному и духовному воспитанию, правовым знаниям, воспитанию зрелого, социально-ответственного гражданина.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ – владеет более чем 77 базовыми клиническими навыками, но всю жизнь стремится закреплять клинический опыт и приобретать новые врачебные специальности. Планируется внедрять передовой опыт, предусматривающий – основы врачебного осмотра Stanford 25 + 42 базовых врачебных навыков, принятых медицинским сообществом передовых стран, способствовать приобщению и пожизненной приверженности принципам Continuous Medical Education, обучать клиническим навыкам с первого курса на базе клиник Университета, республиканских НИИ и городских больниц, на заводах фармпроизводителей
АКАДЕМИЧНЫЙ – глубоко понимает суть здоровья и механизмы болезней на основе научного мировоззрения с тем, чтобы быть готовым использовать технологии, которые еще не разработаны, и решать медико-социальные проблемы, с которыми человечество еще не сталкивалось. Планируется привлекать студентов к научной деятельности с первого курса на базе научного центра им. Атчабарова, а также научных лабораторий республиканских НИИ, обеспечить интегрированное образование – преподавать клинические дисциплины в контексте с генетикой, молекулярной биологией, анатомией, физиологией, биохимией
ТЕХНОЛОГИЧНЫЙ – развивает цифровое здравоохранение и образование, проявляет готовность к будущему доминированию искусственного интеллекта путем развития уникальных клинических навыков, связанных с технологиями. Студентов обеспечат бесплатным широкополосным интернетом, компьютерами, гаджетами. Планируется организовать партнерство с Samsung, Microsoft и др., телекоммуникационными и технологическими компаниями. В обучении будут использовать Google Cloud, Google Education, Khan Academy.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ – обладает разносторонними знаниями, включая владение английским языком, позволяющим в полной мере воспользоваться академической мобильностью в любой стране мира. Планируется развивать программы академического обмена на базе партнерских клиник США (Duke Medicine), Великобритании (Royal College of Physicians), Европе, Корее, Японии, Индии и др. странах.
ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ — умеет зарабатывать, рационально использовать ресурсы и ответственно относиться к доверенным средствам. КазНМУ будет развивать партнерство с бизнес-школами — KIMEP, AlmaU, UIB и др. в целях обучения базовым принципам экономики, бизнеса, бухгалтерского учета, предпринимательства. Планируется организовать практику на базе частных клиник (reception, call center, маркетинговая группа, отдел продаж и др.), в целях практического обучения навыкам сервиса, пациент-ориентированности
СПОРТИВНЫЙ – умеет управлять своим здоровьем и является просветителем в вопросах здорового образа жизни для окружающих. В университете предусмотрят стипендии за спортивные достижения. Планируется практиковать спортивные соревнования в т.ч. международные. Например, можно научить индийских студентов футболу, а самим научиться крикету. Также будет создан маскот КазНМУ — снежный барс.
ОБЩИТЕЛЬНЫЙ – помогает и защищает своих коллег, друзей и близких, отвечает за свои слова и поступки. Планируется создать систему КазНМУ Alumni, Endowment Fund, разработать систему пожертвований в фонд, механизмы капитализации, правила расходования средств, способствовать формированию professional networking
Каким будет портрет наставника студентов КазНМУ
Культурный, интеллигентный и разносторонне образованный гражданин, с высоким общественным статусом: проповедует высоконравственные духовные национальные ценности и мыслит глобально;
Высококвалифицированный профессионал: компетентный педагог, вдумчивый клиницист, дальновидный ученый, опытный специалист, владеющий казахским, русским и английским языками, а также другими востребованными навыками;
Авторитетный и справедливый ментор: пользуется уважением и достойными связями, ценит знания, благие намерения и стремления к профессиональному росту и дает оценку на основе меритократии;
Искренний и открытый к общению наставник: помогает определиться с жизненными приоритетами и карьерными целями, путями их достижения, придающий уверенность студенту, который считает, что наставник поможет в успехе и достижении поставленных целей;
Мотивированный и конкурентоспособный новатор: постоянно самосовершенствуется, привлекает самые современные технологии образования и медицины, щедро делится приобретенными знаниями и навыками со студентами и коллегами.
Ректор КазНМУ Талгат Нургожин отметил, что в рамках создания интегрированной академической системы здравоохранения планируется наладить синергизм, взаимозависимость, и стратегическое сотрудничество между университетом и республиканскими НИИ с целью их взаимного усиления и развития с мультипликативным эффектом. Каждая организация в составе КазНМУ (МедВУЗ, научная организация, клиника) –самостоятельное юридическое лицо с собственным советом директоров, наблюдательным и научным советами и другими органами управления. Представители Консорциума будут включены в состав основных органов управления – наблюдательных советов, советов директоров и др. Планируется совместная разработка миссии, видения, стратегии и планов реализации стратегий, выбор стратегических партнеров, постоянная оценка рынка и адаптация планов инвестиций и бюджетов, интеграция информационных систем с помощью широкополосного интернета для координации систем управления, педагогической и научной деятельности, работы со стратегическими партнерами, совместное развитие и внедрение в практику трансляционной медицины и технологических разработок, направленных на управление здоровьем.
Пресс-служба КазНМУ