Каким должно быть постдипломное образование в медицине, рассказал ректор КазНМУ
Ректор Казахского национального медицинского университета имени Санжара Асфендиярова Талгат Нургожин во время обсуждения на тему «Постдипломное образование. Проблема и пути ее решения” высказался о ситуации с постдипломным образованием и о том, каким оно должно быть, чтобы медицинские специалисты соответствовали потребностям системы здравоохранения.
Дискуссия состоялась на youtube-канале директор медицинского центра «Сункар» Куаныша Керимкулова. Как отметили участники дискуссии, среди которых был также президент Казахстанской ассоциации репродуктивного здравоохранения Вячеслав Локшин и директор клиники «Дау-Мед» Бауржан Дауей, для полноценного решения проблем медицинского образования необходимо прежде всего поднятие общего уровня здравоохранения. В ходе дискуссии были затронуты вопросы истории постидпломного образования, аккредитации, обучения специалистов и необходимых реформ.
Какой была история постдипломного образования
Как отметил ректор КазНМУ Талгат Нургожин, образование для врача — это непрерывный процесс, который продолжается, пока не закончится его карьера. Он вспомнил советский опыт, когда постдипломное образование существовало отдельно — были отдельные институты.
«Додипломное — это шестилетнее, потом интернатура и врач уходил на клиническую практику. И потом мог через 2-5 лет поступать в клиническую ординатуру. Постдипломное образование приходило после дипломного обучения для повышения квалификации это в течение пяти лет определенными часами определялось.
На сегодняшний день мы потеряли некую нить и начали метаться в то американскую то еще какую-то модель. При этом американцы обращаются к бывшему нашему опыту. Так в 2005 году меня назначили проректором института усовершенствования врачей. Я до этого работал 10 лет в проектах USAID, у меня были связи хорошие и мы поехали в Тампу Флорида. Нас интересовало постдипломное образование. Тогда в 2006 году США выделили федеральный бюджет — 40 гектаров земли для постройки института постдипломного образования — внутри университета, но как самостоятельная единица для повышения квалификации врачей. Они повторяли то, что страны бывшего СССР потеряли. Федеральная служба выделяет деньги и поддерживает создание в университете института постдипломного образования. А мы потеряли нить», — высказался он.
Кто должен контролировать постдипломное образование
По мнению ректора КазНМУ государство должно контролировать качество медицинского образования. При этом не нужно гнаться за количеством.
«В США ежегодный дефицит врачей 6000 специалистов. Но ни один университет американский в погоне за количеством не собирается тысячи грантов отдавать. Потому что они считают что медицинское образование очень дорогое, они не теряют качество, но зато принимают с иностранными дипломами, если сдаете необходимые тесты — ежегодно 1000 1500 людей которые закончили в других странах медвузы — в США берут лицензию и начинают работать», — сказал он.
Каким должен быть процесс обучения
Талгат Нургожин вспомнил о том, как проводил реформы резидентуры в КазНМУ. Он отметил, что в 2017 году, в начале его ректорства, резидентура на 90 процентов состояла из теоретических знаний.
«В резидентуре не должна быть просто балльная система. Специалисты должны получать компетенции, к примеру: первый год 20 аппендектомий, 10 холецистостомий, 10 неотложных операций. Эти мероприятия ты должен пройти. Резидент должен быть пристроен как врач к работе. Везде так. Резидент работает, 90 часов в неделю находится в клинике. Они ночуют и днюют. Выгоняют их даже: «Идите, отдохните». Таким образом, набираете кредиты, что вы умеете чтобы перейти на следующий уровень. В данный момент в Казахстане должно быть, что резидент должен трудоустроится сразу после окончания шестилетнего интегрированного образования. У него должны быть обязательства и права. И таким образом он должен набирать клинические навыки», — сказал он.
Кто должен отвечать за уровень знаний специалистов
По мнению Талгата Нургожина ответственность должны нести организации, проводящие обучение.
«Пусть будет вуз, пусть будет частная клиника, которая знает технологию. Программа обучения должна аккредитоваться и должна контролироваться — действительно ли все выдаваемые тематики усовершенствования полностью дают компетенцию. На сегодняшний день аккредитационные органы у нас частные — получено разрешение от минобразования и науки — они должны ответственно подойти.
Когда аккредитация происходит, ответственность берет компания которая аккредитует программу. Если программа не отвечает требованиям по компетенции полученных знаний тогда аккредитационный орган должен лишиться лицензии», — сказал он.
Какими должны быть реформы
Ректор КазНМУ призвал на пути реформирования придерживаться уже выбранного пути, не внося многочисленные изменения.
«Надо прислушиваться к мнениям профессионалов. У нас сначала прислушиваются. Но потом к нему лезет «каждая доярка» и дает совет. И потом это направление уходит в другую сторону. Мы никогда не идем в стандартном формате. Всегда что-то казахское добавляем и потом этот проект не работает. Люди, которые занимаются процессом образовательным — наше мнение никого не интересует в Казахстане. Зато например Узбекистан, Таджикистан постоянно звонят, спрашивают, советуются ездят к нам в университет. Для того, чтобы перейти на интегрированное шестилетнее образование я четыре года борюсь. До сих пор не начали шестилетнее образование», — посетовал ректор.
По итогам дискуссии участники пришли к мнению о необходимости организовать процесс обсуждения ситуации в постдипломном образовании на площадке Министерства образования и науки Казахстана.