Космонавт Айдын Аимбетов встретился со студентами КазНМУ
В Казахском национальном медицинском университете имени Санжара Асфендиярова прошла встреча казахского космонавта, Народного героя Казахстана, генерал-майора ВВС Казахстана Айдына Аимбетова со студентами вуза.
Он со 2 по 12 сентября 2015 года совершил космический полёт в качестве бортинженера-2 транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-18М» к Международной космической станции (МКС). Являлся членом экспедиции посещения ЭП-18 на МКС. Вернулся на Землю на ТПК «Союз ТМА-16М». Продолжительность полёта составила 9 суток 20 часов 13 минут 51 секунду.
Студенты расспросили Айдына Аимбетова о его пути в космос, о его впечатлениях и ценностях космонавтов. Их интересовали и бытовые вопросы: едят ли космонавты из тюбиков, как они умываются и уживаются друг с другом. Народный герой Казахстана рассказал о том, как преодолевать трудности, и чего ему стоило достижение мечты.
Мечта о полетах в космос
«Полететь в космос было моей мечтой детства. Еще был близок и волнителен тот момент — 1961 год когда первый человек Юрий Гагарин полетел на орбиту. Я родился в 1972 году. Практически все мальчишки моего возраста, того времени, мечтали стать космонавтами, покорителями вселенной, исследователями тех тайн мироздания, к которым только только приоткрылась дверь: первые межпланетные станции, полеты автоматических станций к Венере, к Марсу. Конечно же, в те времена имело большую силу телевидение. Это сейчас у каждого в кармане смартфон. Тогда телевидение только вступало в сило. В те времена были и мотивирующие фильмы: «Через тернии к звездам». Молодежь, естественно знает о «Звездных войнах». Я готовился, занимался спортом, поступил в военное училище, в отряд космонавтов», — рассказывает Айдын Аимбетов
Какого блюда не хватало Айдыну Аимбетову в космосе
«Тюбики уже ушли в прошлое. Сейчас используется консервированная пища. Большей частью закуски: рыба, мясо. На второе — сублимированная пища: если добавить воду то получается замечательный суп. По вкусу не хуже земной. Имеется несколько десятков видов первого и второго блюда. Но, все равно, при питании в космосе очень не хватает вредной пищи — соусов, кетчупов, чеснока, лука, перца. Это там нельзя. Когда неделя проходит, две недели, иногда, кажется что хочется добавить перчинку».
По словам Айдына Аимбетова, умываться в космосе невозможно. Приходится использовать специальные полотенца.
«При возвращении наземлю хочется почувтсоввать воду», — добавляет он.
Миллион лошадей уносят тебя в космос
«Табун под тобой — миллион. Дрожь, мощь, сила и вибрация передаются организму. Ракета стартует и разгоняется почти до 8 километров в секунду. Это очень большая скорость, перегрузки. Первой мыслью была радость: «Наконец-то. Длинный, длинный путь к твоей мечте и вот он завершился». Если проводить аналогии, это можно сравнить с первыми взрослыми эмоциями: «Школу закончил, уф, я теперь взрослый, буду решать, где хочу учится, что женюсь». Когда поступил в университет — тоже волнение: «Сдам?. Уф! Поступил!». Когда пошел из школы, в университет, в военное училище, при поступлении в отряд космонавтов. Люки задраили — облегчение, радость, достижение мечт и, конечно, гордость за наш народ, за нашу страну. Большой перерыв ведь был между полетами в космос», — делится Аимбетов.
По его словам, в космическом корабле пришлось провести более восьми часов в позе эмбриона. После этого станция, где также не очень много места, кажется апартаментами.
«У меня было удивление, как такая махина летает на орбите. И это результат работы рук человеческих. Не просто собрать на земле, а вывезти туда. Я понял, принадлежу к тому числу инженеров которые могут поднять в космос такую махину», — говорит космонавт.
В космосе одна религия — вера в человечество
«У космонавтов с разных стран разные менталитеты. Но мы жили одной семьей. Мы жили как братья. Была одна вера — вера в челочечество. Мы были уже землянами и хотели вернутся именно на Землю», — говорит Аимбетов.
Он рассказал о курьезном случае на орбите. Прибыв на станцию, он обнаружил, что облазиет кожа. «Для меня это стало шоком. Вдруг из-за болезни придется вернутся на землю. Будет скандал — казахстанский космонавт экипаж заразил. Но я принял правильное решине. Подошел к командиру и рассказал, что такое происходит. Серега Волков, командир, человек с юмором. Говорит: «Ойбай, Айдын, все программа закончена. Да ладно, шучу. Посмотри на меня внимательно». Оказывается, в состоянии невесомости организм все свои защитные и восстанавливающие функции включает. Мы начали как змея шкуру сбрасывать старую кожу. На ногах пропали мозоли. Для меня это шок был», — поделился казахстанский космонавт.
Потерял два литра крови и вес
Айдын Аимбетов рассказал, что менялся по весу. До полета 76 килограммов, во время 80 и после — 86. Он отметил, что организм начинает адаптироваться, вымывается кальций из костей, уходит мышечная масса. Из пяти литров крови остаются два из-за изменения кровообращения.
«Находясь на орбите при заболевании скорую не вызовешь. В особых случаях может подняться корабль-спасатель. Но обычные процедуры самих нас учили делать — взять анализы с вены, провести легкую операцию. Один раз эти навыки я применил. Нужно было одному маленькому человечку — моему сыну -удалить зуб. Хорошо, что был молочный. Студенты стоматологи пусть сейчас меня поправят. Зуб держится в полости. Чтобы вырвать его нужно провернуть, чтобы снять с корня, дальше он сам выходит. Дома не было инструментов. Я взял плоскогубцы, обработал, дезинфицировал. Другие дети, жена, были в ужасе: «Я стою с плоскогубцами открыл рот сыну еще и зуб выдергиваю». Удачно все прошло. Утром пошли к врачу. Он спросил: «У дежурного врача вырвали?». Я ответил, что, да, у дежурного», — рассказал Аимбетов.
260 экзаменаторов и анекдот про блохи
Экзамен в отряд космонавтов, как поделился Аимбетов, он сдавал в зале с 260 экзаменатормми, среди которых были инженеры, разработчики, конструкторы, профессоры.
«В Крайнем ряду сидел мой преподаватель. Он предупредил меня заранее: Айдын смотри на меня когда будешь отвечать. Если я сижу, значит все хорошо. Если поворачиваюсь — выбирай другое направление. Если руки к лицу — переходи к следующему ответу. Среди экзаменаторов был профессор, про которого ходили легенды. Он часть времени спал. Потом проснулся: «У меня вопрос есть. Молодой человек, существуют разновидности рибонуклеиновых кислот. Как они взаимодействуют с другими веществами? Вы мне подскажете». И заснул. А выходить из ситуации надо. Я вспомнил старый анекдот: «Когда студент сдает сессию. Он все знает про блох. Но учитель решил его завалить и задал вопрос про рыбу. Студент выкручивается. Если бы у рыбы была шерсть, на ней были бы блохи и дальше рассказывает все про блох». Я, в свою очередь, говорю: «Разновидности рибонуклеиновых кислот, как они взаимодействуют с другими веществами — возьмем медь, потом перешел на сплавы. Потихоньку выкрутился».
Путь Айдына Аимбетова в космонавты
Еще в 1989 году он поступил в военное училище, уже стремясь на путь космонавта. За это время произошел развал СССР, девальвации, безденежье, когда военные по полгода не получали зарплату.
«Тогда бизнесмены ездили на иномарках, они только появились. Тоже хотелось красивой жизни, семью кормить надо. Было желание уйти, бросить, но друзья поддержали. Не это цель жизни, кататься на хороших машинах. Полет должен был быть в 2009 году. Но перенесли из-за кризиса. один год, второй, третий, четвертый, пятый. А будет ли полет, вообще? Здоровье то не улучшается, время идет. Самое тяжелое — это ожидание. Самое мощное — это поддержка друзей, семьи. То, что у вас врачей долгий период обучения — это правильно. Мы хотим, чтобы нас лечили хорошие врачи. Когда мы болеем — самый главный человек для нас врач. Хочу вам пожелать: «Даже если на вашем пути будут препятствия — ерунда — дорога так интереснее. Если всегда идешь по ровной асфальтной дороге — это может надоесть. Есть друзья — помогут, надежным верным плечом».
Можно ли жертвовать космонавтами?
Во время разговора с Айдыном Аимбетовым у студентов возник вопрос о том, как космонавты могут поступить в критических ситуациях, как им вернуться домой и можно ли рисковать жизнями для завершения научных программ. Космонавт пояснил, что корабль, на котором команда прибыла на станцию всегда находится с экипажем. Полет можно закончить в любой момент, но это сорвет выполнение научных программ.
«Жизнь человеческая — бесценна. Никакой результат научной программы не должен перевесить эту чашу. Принимающий решение может сказать много слов, предложит пожертвовать человеком, чтобы не прекращать научный эксперимент, который спасет сотни тысяч жизней. А готов ли человек отдать жизнь за будущее науки? Это сложный философский вопрос. Посмотрите, если получится Салют-7, где космонавты Джанибеков и Савиных спасают станцию. И когда у них кислорода осталось только на одного космонавта — один должен остаться один вернутся. И тогда Джанибеков, он командир экипажа, он должен вернуться, говорит ты вернешься, а я остаюсь. Очень хороший фильм, посмотрите», — поделился Аимбетов.
Пресс-служба КазНМУ