«Люди умирают на наших глазах». Врач о попытках запретить трупную трансплантацию
Сегодня состоялась пресс-конференция на тему проекта нового кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения». Как известно, сейчас в обществе ведутся споры о так называемой презумпции согласия на трансплантацию органов после смерти для пересадки нуждающимся. Согласно нормам казахстанского законодательства, граждане страны должны при жизни нотариально заявить о несогласии на изъятие органов, в противном случае считается, что они согласны на пересадку органов после смерти.
Председатель правления «Национального научного центра хирургии» имени Сызганова Болатбек Баймаханов рассказал, что на текущий момент трупная трансплантация практически не проводится. Все из-за значительной критики общественности.
«Мы последнюю сделали в прошлом году 1 января, больше года назад. А люди на наших глазах умирают. Приезжают к нам, мы ждем родственников, которые могут дать часть печени или одну почку. Это в то время, когда у нас есть люди, которые могут вполне стать донорами и спасать эти жизни», — сказал он.
По его данным, сейчас только на пересадку почки в листе ожидания находится 2 500 тысячи человек.
«Смертность в листе ожидания достигает по некоторым данным 30 процентов. Их действия — антинародные, преступные. Какое они право имеют лишать людей жизни? После трансплантации 90 процентов спокойно живут. К тому же, с момента установки показания к трансплантации у людей с почечной недостаточностью есть диализ. А у людей с проблемами печени — в листе ожидания в течение года умирают 100 процентов», — рассказал он.
При этом у больных с патологией сердца нет никакой возможности трансплантации от родственников.
Баймаханов также подчеркнул, что такие передовые страны, как Испания, Бельгия, Франция и Италия ввели презумпцию согласия на посмертное донорство в свое законодательство. При этом потребность в органах удовлетворяется только на 10 процентов, а в Казахстане этот показатель составляет и вовсе 2 процента.
«Презумпция согласия предполагает, что если человек не возражает при жизни, значит после смерти он, в принципе, согласен на донорство. Этот закон не новый, он был принят в 2009 году. Почему сейчас возникает дискуссия? За 11 лет пока действует эта норма ни одного ужасающего случая не произошло и не произойдет, потому что это невозможно», — сказал он.
По его данным, почка была пересажена впервые от трупного донора в 1979 году, а у ребенка — в 1992 году, первая трансплантация печени — в 1996 году, а первая операция в Казахстане по пересадке сердца в 2012 году. За 8 лет было сделано 1656 трансплантаций в Казахстане, из них 302 — благодаря трупному донорству. Один донор может спасти жизни восьми человек.
Пресс-служба КазНМУ