Маметова, Иванилов, Нугманов, Карынбаев и еще 1500 героев КазНМУ — вклад КазНМУ в Великую Победу
1 500 выпускников, студентов и преподавателей тогда еще Алматинского медицинского университета ушли на фронты Великой Отечественной войны. В те годы наш народ с огромными усилиями достиг Великой Победы. 380 из них не вернулись домой. Сейчас мы отмечаем 76-летие подвига наших предков, храня о них память со слезами на глазах.
В 2015 году в честь 70-летия Великой Победы в КазНМУ появилась импровизированная мемориальная стена с именами студентов и преподавателей «медицинского», павших на поле боя в годы войны 1941-1945 годов. Она расположилась на аллее имени Героев Советского Союза, легендарной дочери казахского народа Маншук Маметовой и Владимира Иванилова, которые студентами Алматинского медуниверситета ушли на фронт и героически погибли.
Маншук Маметова совсем девочкой, после второго курса Алматинского мединститута, ушла добровольцем на фронт. Сначала была писарем в штабе, затем медсестрой в полевом госпитале. Но девушка еще в институте научилась метко стрелять и там, на фронте стала изучать конструкцию пулемета «Максим». И добилась перевода в стрелковую часть. 15 октября 1943 года она, пулеметчица 21 гвардейской стрелковой дивизии Калининского фронта, участвовала в бою за город Невель. Нужно было захватить высоту – это решало исход боя. Девушку ранило, но она продолжала стрелять еще несколько часов, и от потери крови погибла. Именем Героя Советского Союза Маншук Маметовой названа улица в Алматы. Студентом медицинского института ушел на фронт и Владимир Иванилов. С боями солдат-доброволец прошел земли России и Украины, освобождая страну от фашистских захватчиков. В звании старшины был командиром орудия 2-й батареи истребительного противотанкового артиллерийского полка № 1184. В годы войны Иванилов В. был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалью «За отвагу», особо отличился в боях под Сталинградом и был награжден медалью «За оборону Сталинграда». В октябре 1944 года его боевая часть вошла на территорию Польши. Здесь 5 октября 1944 года вступил в свой последний бой студент КазГМИ, командир артиллерийского орудия Владимир Иванилов. Ему было всего 23 года… Бессмертный подвиг студентов Казахского мединститута Маметовой и Иванилова лишь небольшая часть летописи, которую в КазНМУ им. Асфендиярова с трепетом хранят, помнят и передают из поколения в поколение. Решительным и смелым организатором, замечательным хирургом был Алмагамбет Бекишевич Даиров. После окончания мединститута в 1941 году он был призван в армию. Служил начальником эвакогоспиталей в медицинских частях армии, во время тяжелой обороны Сталинграда был ранен, но снова вернулся в строй, дошел до Берлина. Его имя было легендарным на фронтовых дорогах в Польше, как вспоминает его земляк-однокурсник Х. Ж. Макажанов. После войны Алмагамбет Бекишевич работал заведующим Кызылординским областным отделом здравоохранения, затем ректором Актюбинского мединститута и заведующим кафедрой общей хирургии. В Алматы он возглавил кафедру хирургических болезней АГМИ. Он отлично выполнял операции в области брюшной и грудной хирургии, на пищеводе и легких, один из первых в Казахстане начал проводить операции при приобретенных пороках сердца.
Самоотверженность и стремление служить своему народу были присущи Мусе Нугмановичу Нугманову. Зная о бедственном состоянии здравоохранения на селе, он добровольно вызвался поехать работать в район, где нет врачей, — сначала в Чубартауский район Семипалатинской области, затем в Тургайский район Кустанайской области. В Тургайском районе он, единственный врач, лечил местное население и ссыльных, живших в тяжелых условиях. Позже многие с благодарностью вспоминали о молодом отзывчивом докторе.
Он ушел на фронт в 1942 году, после курсов став хирургом-ординатором полевого хирургического передвижного госпиталя на Калининском фронте. Служил врачом-отоларингологом госпиталя на брянском фронте, врачом 326 стрелкового полка 2-го Белорусского фронта. Прошел Польшу, вступил в Восточную Европу. Тяжелейшие госпитальные будни, многочасовые операции, когда заканчивая операцию на одном столе, хирург переходил к другому, привели к болезни сердечно-сосудистой системы. Несмотря на инвалидность, он продолжал находиться на службе в армии в должности врача в резерве сначала в резерве Московского военного округа, затем Туркестанского военного округа, и в звании капитана медицинской службы был демобилизован только в апреле 1946 года.
После войны он стал ассистентом кафедры отоларингологии. Опыт военного отоларинголога был ценным, он много оперировал больных, проводил консультации. Прежняя диссертационная работа за годы войны была утеряна, и пришлось вновь работать с научной литературой, собирать клинический материал по новой теме. В 1954 году Нугманов М.Н. успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Опыт хирургического лечения острого мастоидита», стал доцентом кафедры. Долгие годы Муса Нугманович был консультантом лор-отделения Центральной больницы IVглавного управления при Минздраве Казахской ССР.
Для Сибагатуллы Рыскалиевича Карынбаева военная служба началась еще до Великой отечественной. Он был начальником полкового пункта медицинской помощи финской народной армии в войне против белофиннов на Карельском перешейке, потом два года преподавал на кафедре анатомии в Ленинградской военно-медицинской академии. А в мае 1942 года стал командиром медицинской роты медико-санитарного батальона 253 стрелковой дивизии 3-й Гвардейской армии на Северо-западном фронте. Военный врач, он служил на Воронежском и Степном фронтах, а с июля 44-го и до конца войны – на 1-ом Украинском.
Командиром медико-санитарного батальона он прошел Австрию, Чехословакию, Венгрию, Румынию, Польшу, Германию. Организаторские способности, опыт руководителя оценили и в мирное время. После войны, в возрасте 37 лет, Сибагатулла Рыскалиевич стал сначала заместителем, а затем министром здравоохранения республики. Но скоро за свое социальное происхождение был снят (его дед и отец были кузнецами в Гурьеве, имели кузнечно-слесарную мастерскую, скот и считались зажиточными).
Позже, в годы освоения целины, его снова назначили министром. Одиннадцать лет возглавлял Сибагатулла Карынбаев медицинскую отрасль, за эти годы особенно много строилось больниц на селе, развивалась противоэпидемиологическая и санитарно-профилактическая служба. Дважды он был и ректором медуниверситета, занимался преподаванием и наукой.
В первые недели войны ушел на фронт Михаил Иванович Брякин. В должности начальника хирургического отделения 663-го полевого передвижного госпиталя он служил до марта 1947 года. В составе военного госпиталя в августе-сентябре 1945 года был на территории Монгольской народной республики и Манчжурии. После окончания войны заведовал кафедрой факультетской хирургии, затем – кафедрой госпитальной хирургии, где проработал до пенсии. Талантливый хирург и педагог, он первым в республике стал проводить сложнейшие операции онкологическим больным, огромен его вклад в область сосудистой хирургии. До сих пор его помнят и ценят многие ученики, ставшие сами известными хирургами.
Настоящие подвиги совершали врачи на войне, сами часто попадая под пули. Хамит Джулмухамбетович Гайсин, командир санитарного взвода 37 отдельной стрелковой бригады, был тяжело ранен под Старой Русой. После излечения служил начальником хирургического отделения эвакогоспиталя на Северо-Западном, затем на Калининском и II Прибалтийском фронтах.
Среди казахстанских военных врачей немало женщин. Татьяна Павловна Денягина после окончания мединститута в 1942 году начала службу в должности хирурга-ординатора полевого передвижного госпиталя 1-ой линии 59 армии на Волховском фронте. Она рассказывала, что работа в полевом госпитале зависела от периодов наступления армии или затишья в боевых действиях – то много операций, то можно и поучиться. Подготовка фронтовых хирургов со слов Татьяны Павловны, была постоянной. Приезжали в госпиталь ведущие советские хирурги, читали лекции, проводили показательные операции. Технику инфильтрационной местной анестезии, паранифральной блокады она видела в исполнении самого А. А. Вишневского.
Во время ожесточенных боев шел такой поток раненых, что оперировали сутками. Татьяна Павловна вспоминала на кафедре, как однажды она вышла из операционной подышать ночью свежим воздухом, а стоять не было сил, спать хотелось смертельно. Она зашла в первую попавшуюся палатку и рухнула, уснула. Ее долго искали, но она проснулась сама… в «мертвецкой». Рассказывала она это со смехом и со слезами на глазах. Вспоминала она о том, как попала с другими медиками в окружение, две недели они ходили по лесу голодные. Ослабленная и истощенная, сама лечилась в госпитале после выхода из окружения. Конец войны Татьяна Павловна встретила в Праге в звании капитана.
Она работала на кафедре госпитальной хирургии под руководством Михаила Ивановича Брякина, где была поистине военная обстановка и профессия хирурга считалась полувоенной. Дисциплина, ответственность, точность – всего этого требовали от врачей бывшие фронтовики. И кафедра за эти годы добилась больших успехов, способствуя развитию хирургии во всей республике.
Все эти фамилии Героев лишь небольшая часть истории. Список врачей, отдавших здоровье, а многие и жизнь ради будущих поколений, их мирного неба, огромен. Все они выполняли свой гражданский и профессиональный долг, приближая Победу и будущую независимость нашей страны.