«В нашей стране почка была пересажена впервые от трупного донора в 1979 году, а у ребенка — в 1992 году, первая трансплантация печени — в 1996 году, а первая операция в Казахстане по пересадке сердца в 2012 году.
За 8 лет было сделано 1656 трансплантаций в Казахстане, из них 302 — благодаря трупному донорству.
Мы выполняем 2-3% операций от общего числа всех нуждающихся в трансплантации. Трансплантация упала в нашей стране, больше года назад мы сделали последнюю трупную трансплантацию. Если так называемые эксперты будут вести себя так, в нашей стране может сойти на нет трансплантация.
На сегодня 2601 человек ждут трансплантацию почки. Из них 74 ребенка. Смертность в листе ожидания достигает 30% . И если у тех, кто ждет почку, есть диализ, то у тех, кто ждет пересадку печени, нет альтернативы. Это только поверхность», — уверяет Болатбек Баймаханов.
По его словам, есть два принципа — презумпция согласия и презумпция несогласия.
«Закон о презумпции согласия в нашей стране был принят в 2009 году. За 11 лет ни одного ужасающего случая не произошло и не произойдет. Из пяти стран в мире , которые лидируют по трансплантации, только в США презумпция несогласия. 40% почек в мире пересаживают от родственных доноров. Трупная трансплантация в мире растет», — сообщил он.
«Родственная трансплантация — это не решение. Казахстан по количеству трансплантаций стоит рядом с Японией, Япония после нас. Мы не ждем зарплату или больницы как у японцев. Но когда идут такие нападки, которые не понимают и вредят, у нас тоже руки опускаются. Мы не можем и не должны смотреть, как люди умирают», — заявил профессор.
Он уверен, что все страны в итоге придут к презумпции согласия.
Профессор сообщил, что более 5000 пациентов находятся на гемодиализе в Казахстане. Один донор может спасти 8 человек, жертвуя жизненно важные органы.
«Говорят, что это антинародно, но это необходимо для спасения людей. Говорят, что будут брать всех на органы, но как это возможно, у нас цивилизованное государство», — отметил Баймаханов.
По его словам, все операции по пересадке органов от трупных доноров проводились при согласии родных, хотя это не требовалось по закону. И только один раз такая операция прошла без получения согласия, говорит он.
Кроме того, он подчеркнул, что трансплантация проводится казахстанцам бесплатно.
Он ответил и на вопрос журналистов о том, можно ли в Казахстане выращивать органы. Профессор сообщил, что сегодня медицина не может ждать этого, так как умирают люди. Также Баймаханов рассказал об отношении религии к пересадке органов.
«Лет 6 назад я собирал представителей конфессий и надо сказать, что ни одна религия не запрещает. По исламу есть понятие сауап, если ты умирая, можешь спасти несколько человек, это же хорошо, — подчеркнул он.
Трупную трансплантацию, по его словам, проводить легче и быстрее. Так, у донора, к примеру, забирается 65% печени.
«У нас было 10 центров, у которых была возможность стартовать, в каждом регионе были созданы центры. Но потихоньку, это процесс эволюционный, были центры, где одну трансплантацию печени в год делали. На сегодня остались четыре центра по почкам, по печени 2 центра, и 1 центр пересаживает сердце», — сообщил врач.
Тем не менее, родственники могут высказать свое несогласие с забором органа у умершего человека. В таком случае врачи не могут провести пересадку. Однако это возможно только на момент изъятия.
Баймаханов отметил, что в его практике не было случая, когда донор умирал после пересадки органа.
Напомним, в декабре казахстанцы активно обсуждали проект кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения». Тогда пользователи соцсетей писали, что по новому кодексу, у умерших казахстанцев будут изымать органы для трансплантации иностранным реципиентам. При этом родственники умершего никак не смогут повлиять на ситуацию.
Он сообщил, что операция по пересадке печени стоит около 17-18 тысяч и около 9 тысяч долларов — трансплантация почки — такие деньги платит государство за одну проверенную операцию клинике.
В случае, если появился донор и он подходит одновременно взрослому и ребенку, предпочтение отдадут ребенку, сообщил профессор.
На публикуемую в соцсетях информацию отреагировал глава Минздрава Елжан Биртанов.
Позже в министерстве рассказали, в каких случаях у умерших казахстанцев можно будет изъять органы.