«Мы тоже спасаем жизни людей» — развеиваем мифы работы патологоанатома
Слово «патологоанатом» невольно наталкивает на определенные ассоциации. Устоявшиеся мнение, видимо, сложившиеся в обществе по художественным фильмам, что патологоанатом – это крупный мужчина с сильными руками, хмурым лицом и плотным фартуком, надетым поверх медицинского халата. А само место, где работают эти специалисты – мрачное и неприятное пахнущее здание, которое ассоциируется только со смертью.
Мы решили развеять мифы, связанные с работой патологоанатома и увидеть, как и в каких условиях работают такие врачи. Миф о здании развеялся сразу же при его виде. Городское патологоанатомическое бюро Алматы – это современное новое здание, напоминающее больше многопрофильную больницу. Некоторую мрачность добавляет лишь локация учреждения: находится патологоанатомическое бюро на окраине Алматы, недалеко от кладбища «Батыс» (Бурундайское кладбище), рядом находится еще неработающий крематорий и ТЭЦ. Но, скорее всего расположение было выбрано совсем неслучайно.
Второй миф о внешнем виде патологоанатома можно тоже считать развеянным в прах. При входе нас встречает хрупкая и очень красивая девушка. Анастасия Витальевна Гончарова – заведующая отделением патологоанатомического бюро. В профессии девушка более 16 лет и знает о своей работе практически все. Анастасия выпускница самого известного медицинского университета Казахстана – КазНМУ имени Асфендиярова. Вспоминает, что выбрала профессию патологоанатома отчасти тоже поддавшись мифам, но в процессе работы поняла, что врач этой специализации помогает живым пациентам.
«Основная работа патологоанатома связана с микроскопом, исследование биопсионного материала, то есть это прижизненная диагностика заболеваний у пациентов. Наряду со всеми клиницистами патологоанатом стоят в первых рядах диагностики патологического процесса. То есть без диагноза патологоанатома не назначается ни одно лечение пациенту. Только исходят из гистологического исследования ставится окончательный диагноз. Мы спасаем жизни – это наша основная задача и этим мы занимаемся ежедневно», начинает свой рассказ Анастасия Витальевна.
Пройдя по кабинетам отделения становится понятно, что работают врачи на благо живых пациентов. Здесь патологоанатомы исследуют под микроскопами биопсионный материал. Кусочки ткани после операции или какой-то процедуры направляют патологоанатомам, чтобы те его исследовали и поставили точный диагноз, а уже другие лечащие врачи назначили правильное лечение. Еще один миф был разбит в пух и прах во время небольшой экскурсии по коридорам и кабинетам – здесь нет никакого запаха, напоминающего МОРГ, все чисто и аккуратно. Само патологоанатомическое бюро разделено на отделения и секции «чистая» и «грязная» зоны. В «чистой» зоне работают врачи и лаборанты с биопсионным материалом, в «грязной» проводят вскрытие и хранятся трупы. Да, трупы патологоанатомы, конечно вскрывают, но очень редко. Все потому что сюда привозят на исследование тела умерших естественным путем, то есть от болезней.
«В последнее время процент вскрытий значительно снизился. Если раньше, в первые годы моей работы, где-то 16 лет назад, процент вскрытия составлял до 95%, то есть практически каждый умерший естественным путем, подвергался патологоанатомическому вскрытию. То сегодня процент вскрытия значительно ниже – 5-10%. Это связано, в первую очередь с тем, что уровень госпитальной диагностики достиг таких высот, что в принципе в этом ключе патологоанатом уже не так и необходим. Компьютерная томография, есть УЗИ, есть МРТ — это все методы диагностики, которые позволяют врачу-клиницисту максимально точно выставить диагноз – от чего умер этот пациент», объясняет Анастасия Гончарова.
И это еще один миф, который можно считать развеянным: 95% работы патологоанатома связана с исследованиями на благо живых пациентов и лишь 5-10% работа с трупами, чтобы понять причину смерти. И это исследование тоже проводится на благо живых. К примеру, во время пандемии коронавируса первыми болезнь изнутри изучали именно патологоанатомы. И протоколы лечения, и тактика диагностики, и научные работы, и в последствии победа над недугом в первую очередь связаны с результатами труда патологоанатомов, которые несмотря на риск заражения и чудовищную нагрузку, работали в поте лица.
Но, невзирая на очевидные плюсы и блага работы патологоанатома, идут в эту профессию, к сожалению, немногие. К примеру, в этом году выделено 20 грантов на резидентуру, но изъявили желание познать азы этой работы лишь несколько человек. К слову, обучение проводят на базе патологоанатомического бюро, здесь находится одноименная кафедра КазНМУ имени Санжара Асфендиярова. Оборудованы учебные классы и даже лекционная аудитория. Словом, условия созданы абсолютно все, не хватает только желающих резидентов.
«Есть в нашей специальности и особые привилегии. Это сокращенный график работы в силу того, что у нас есть определенная профессиональная вредность: работа с формалином, трупным материалом, психоэмоциональная нагрузка. Все это финансово компенсируется путем сокращенного рабочего дня и в заработной плате. Я знаю много специалистов, которые не нашли себя в хирургии или гинекологии, но нашли себя в патанатомии и никуда уже отсюда не уходят. Молодой специалист должен понимать и разговаривать на одном языке со всеми врачами любой специализации, потому что мы исследуем материал, поступающий от всех этих врачей, мы должны знать все. Поэтому патологоанатом все знает и все может сегодня», подчеркнула заведующая отделением.
Если и Вы хотите поступить в резидентуру по этой специализации, то можете позвонить в приемную комиссию КазНМУ и узнать все детали!
Контакты приемной комиссии
Адрес: г. Алматы, ул. Масанчи, 38 (угол ул. Толе би), корпус №7, кабинет 101
Тел.: 8(727)338-70-27
Е-mail: [email protected]