На повестке дня – врач ХХI века
Шесть лет назад Указом Главы государства были назначены ректоры национальных вузов республики.
Перед ними была поставлена задача вывести университеты на ведущие позиции, сделав их флагманами реформирования образования. Судя по недавно опубликованному рейтингу Центра Болонского процесса и академической мобильности национальные университеты достаточно успешно справляются с этой задачей. О том, каким был путь к улучшению качества подготовки студентов, к овладению новыми технологиями образования, беседуем с профессором Айканом АКАНОВЫМ, ректором Казахского национального медицинского университета имени С. Асфендиярова.
– Айкан Аканович, ваш вуз занял первое место в Национальном рейтинге медицинских вузов страны, проводимом Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании. Судя по этим данным, университет является безоговорочным лидером среди медицинских вузов.
– Да, в нынешнем году КазНМУ стал лучшим медицинским вузом Казахстана по итогам Национального рейтинга образовательных программ казахстанских вузов. Университет стал первым в рейтинге по всем пяти образовательным программам здравоохранения – общей медицины, фармации, общественному здравоохранения, стоматологии, сестринского дела.
Кроме того, мы стали первыми в Национальном рейтинге медицинских вузов страны-2014, проводимом Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании (НКАОКО). При этом критериями оценок были как концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей, так и достаточность ресурсов, академическая мобильность, конкурентоспособность выпускников и научная деятельность.
Летом впервые в истории медицинского образования во всех медицинских вузах страны была проведена независимая оценка знаний выпускников. 96% выпускников КазНМУ получили «отлично» и «хорошо». В других медвузах показатели ниже. Думаю, что эти оценки – ответ на вопрос о том, как выполняется поручение Президента о повышении качества образования в национальных вузах.
– Наверное, поэтому одним из первых ваших шагов на посту ректора было решение проблем неуспеваемости учащихся.
– Да, порядка полутора тысяч студентов, в основном первых курсов, пришлось отчислить из-за плохой успеваемости. Думаю, что причина понятна: никто не хочет, чтобы нас лечили «троечники» и «двоечники», ведь врач – профессия особая, здесь речь идет о жизни и здоровье людей. Если вернуться на десять лет назад, можно вспомнить, что на встрече с бывшим ректором нашего университета Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев, спросив его, какому количеству выпускников вуза он бы доверил свое здоровье, услышал честный ответ: «20%». На тот момент это соответствовало действительности, поэтому нам пришлось принимать жесткие меры. Здесь должны учиться те, кто считает медицину своим призванием.
– Отставание первичного звена больно бьет по здравоохранению, не случайно в своем Послании народу Казахстана Глава государства сделал упор на необходимость развития и укрепления именно первичной медико-санитарной помощи.
– И это совершенно правильно. Вот посмотрите, сегодня в Казахстане в поликлиники в год обращаются до 100 миллионов человек! То есть каждый житель в среднем по 6–7 раз приходит к своему участковому врачу, в то время как в стационарах получают помощь 2–2,5 миллиона человек, а на уровне высокоспециализированной – всего 30–40 тысяч. Эти цифры говорят сами за себя. Я считаю, что до 80% всех болезней должны диагностироваться и лечиться на уровне «первички», и совершенствование первичной медико-санитарной помощи, о чем говорится в Послании Президента, безусловно, является жизненно обоснованной проблемой.
– А почему она плохо решалась до сих пор и какова в этом плане мировая практика?
– Причин много. Одна из основных, как мне представляется, в том, что наши руководители медучреждений не до конца понимают важность и глубину проблемы. Например, в 2003 году, когда мы работали над программой развития здравоохранения на 2005–2010 годы, было выявлено, что на первичный уровень выделяется всего 17% ресурсов здравоохранение, а 83% уходило на развитие стационарной помощи.
И вот прошло 10 лет, а ситуация до 2013 года оставалась примерно такой же. Хотя еще в 2005 году, когда я был вице-министром, мы ставили вопрос, чтобы на ПМСП выделялось хотя бы 40% ресурсов. Но это не состоялось в силу различных объективных и субъективных причин. В то время как мировой опыт показывает, что на уровне первичной медико-санитарной помощи концентрируется до 60% ресурсов – человеческих, финансовых и так далее. Поэтому приветствую решение Министерства здравоохранения и социального развития усилить ПМСП, превратить ее из медико-санитарной в медико-социальную помощь. У нас сегодня очень много накопилось социальных проблем. Это и здоровье пожилых, детей, вопросы питания, экологии, формирования здорового образа жизни, социальная помощь инвалидам, одиноким пенсионерам…
– Но изменения в системе здравоохранения, о необходимости которых говорил Президент, уже чувствуются?
– Конечно. С прошлого года началась реальная реформа первичной помощи, когда «деньги пошли за пациентом», то есть люди стали выбирать себе врачей, клиники. Например, даже студенты нашего университета выбрали не городскую студенческую поликлинику, а попросили организовать свою. И мы создали собственную студенческую мини-поликлинику пока на 12 тысяч студентов, где не только оказывается необходимая медицинская помощь, но и проводится профилактическая оздоровительная работа. Мы увидели реальные показатели здоровья своих студентов и вкладываем силы и ресурсы в их оздоровление. Например, распространенность туберкулеза снизилась на 25–30%.
Что же касается регионов, то, безусловно, усилия и Президента, и Правительства направлены на то, чтобы сельская медицина также укреплялась, чтобы проявлялась забота о молодых врачах. И мы видим, что в ряде регионов молодым специалистам сразу дают квартиры, им определяется неплохая зарплата. Мы также работаем над развитием мобильной медицины с использованием выездных форм работы, это и мастер-классы, обучающие семинары, и, конечно, лечебная деятельность. Кроме того, для консультирования и лечения пациентов в регионах мы используем выездные группы врачей-специалистов, так называемые мультидисциплинарные бригады. И помимо практикующих врачей мы привлекаем к работе врачей-интернов и резидентов. Работа выездных групп, по отзывам населения, оценивается очень положительно, и эта работа, безусловно, нами сегодня наращивается.
– Начался новый учебный год, какие задачи для вашего вуза вы определили как первостепенные?
– В системе подготовки врачей мы следуем за двумя показателями. Первое – это те изменения, которые происходят в общей системе вузовского образования, и второе – ситуация на рынке медицинских услуг. Кроме того, надо учитывать, что изменилась и сама медицина. Если медицина XX века воспринималась скорее как искусство, потому что была основана на искусстве лечения, на клиническом опыте, на эмпирических доказательствах, то в XXI веке – это точная наука, включающая инновационные технологии, научные достижения, она основана на индивидуальном подходе к больному.
– Другими словами, нужны профессионалы, владеющие новыми технологиями и знаниями.
– Совершенно верно. По существу, главной целью развития модернизации системы медицинского образования является формирование специалиста, готового к самостоятельной врачебной практике в условиях современного уровня материально-технической оснащенности здравоохранения.
В своей работе мы ориентируемся на лучшие вузы. Наш университет, как и вся страна, перешел на принципы Болонской конференции. Они включают в себя кредитные технологии, образование для роста личности и другие. Была разработана модель профессиональной компетентности выпускника, включающая пять основных компетенций, важных именно для врача, – знания, практические навыки, коммуникативные навыки, правовой компонент и непрерывность образования.
При этом мы понимаем, что не может быть полноценного медицинского образования без хорошо организованной практики, поэтому продолжаем развивать университетский «клинический кластер» – на базе Аксайской больницы, клиники внутренних болезней, образовательно-клинического центра, Института стоматологии, поликлиники для студентов.
Большое внимание уделяется также и повышению оплаты труда преподавателей. Считаю, что вопрос медицинских кадров, их количество, квалификация и, разумеется, подготовка – важнейший в системе реформирования здравоохранения. Ведь медицина по большому счету – это не сфера услуг, это искусство, это служение людям. Нами разработаны и методы дифференцированной оплаты труда наших ППС, и система оценки их работы по ключевым показателям деятельности (KPI). То есть наши преподаватели получают возможность сосредоточиться на основной работе, повысить свою квалификацию.
Другими словами, идут большие перемены, и наш университет как один из самых крупных вузов страны должен быть впереди. Мы стараемся этому следовать и оправдывать доверие Главы государства.