Необходимо пересмотреть этапы, которые проходят специалисты между университетом и больницей — эксперт о подготовке врачей в Казахстане
Проблему дефицита врачей в Казахстане можно решить, если пересмотреть этапы, которые проходят специалисты между университетом и больницей. Об этом в ходе встречи по обсуждению реформ в системе здравоохранения в управлении здравоохранения Алматы сообщила декан интернатуры и резидентуры КазНМУ имени Санжара Асфендиярова Сауле Сыдыкова.
Она презентовала предлагаемую Национальную рамку квалификации. Отмечается, что рамка полностью соответствует европейской квалификации и включает в себя 8 уровней, от дошкольного до докторского. При этом, учитывается не только формальный диплом или сертификат, но и профессиональный опыт.
«Рамка квалификации нужна чтобы мы признавали разные уровни образования. Сейчас квалификации в стране присваиваются по формальному признаку. Получи документ, сертификат, свидетельство, можешь выйти на какую-то квалификацию. Не получил — неформальное образование не признается. Международная практика это отрицает, потому что есть понятие как профессиональный опыт, которое предусматривает гибкие траектории. Главные врачи говорят: «Он обучился на гастроэнтеролога, можно, он поучится и станет аллергологом?». Вы знаете — эти две специальности смежные друг к другу. Оказывается — нельзя. Законодательство не позволяет. Ему снова нужно поступить на двухгодичную резидентуру. Страна тратит деньги, человек тратит время здравоохранение не получает специалистов», — сказала Сыдыкова.
Отдельной проблемой, по ее словам, является подготовка бакалавров. В связи с этим, необходимо реформировать систему, по ее словам.
«На протяжении шести лет в течение четырех мы даем теоретический бакалавриат и два года магистерский уровень тогда мы можем выпускать его как MD- MasterofMedicine. Тогда мы приравниваем наше образование к международному медицинскому образованию. Каждому выпускнику гарантируем, что он будет владеть научной компонентой. Далее он может поступать на научную составляющую или он может продолжат клиническую составляющую. Работать с доказательной базой может только выпускник владеющий научной методологией», — сказала Сыдыкова, подчеркнув, что врачи «работают на прокуратуру», в связи с чем важна подготовка в области доказательной медицины.
Также было предложено ввести должность ассистента врача. Это позволит специалистам подготовиться к будущей работе врача, выполняя рутинную работу.
«Каждый главный врач должен посмотреть, сколько ему нужно помощников. За рубежом есть физишен ассистант, есть выпускники, есть резиденты и есть интерны и все они сидят в штатном расписании, получают зарплату. Нужно ввести его в производственную среду, через стандартизированные процедуры. А сейчас это диким образом происходит, он в кулуарной среде готовится семь лет. Стремятся в резидентуру поступать. Почему? Говорят: Мы боимся. Они не могут лечить, боятся идти в ту среду. Кто в практике не выживает, уходит совсем. Поэтому у нас из года в год накапливается дефицит. Мы не удерживаем кадры», — сказала она.
Пресс-служба КазНМУ