Новая программа – новые возможности
Системе здравоохранения Казахстана по силам решать глобальные задачи.
О новом, ориентированном в будущее проекте Государственной программы развития здравоохранения РК «Денсаулык» на 2016–2020 годы рассказал в интервью ректор Казахского национального медицинского университета им. С. Асфендиярова доктор медицинских наук Айкан АКАНОВ.
– Айкан Аканович, сегодня во всех медицинских организациях идет обсуждение проекта программы. Но что предшествовало его появлению?
– Каждая этапная программа является событием в системе здравоохранения, так как на ближайшие годы определяется вектор ее развития, появляются новые направления, решаются чрезвычайно важные вопросы, касающиеся здоровья населения. Как организатору здравоохранения, мне эта тема очень близка. Мне довелось быть членом рабочей группы по внедрению обязательного медицинского страхования в 1995 году, спустя три года руководителем рабочей группы программы «Здоровье народа», определившей основные приоритеты системы здравоохранения. Затем я руководил рабочей группой программ «Год здоровья» в 2002-м и «Реформирование развития здравоохранения» на 2005–2010 годы. Программа «Саламатты Қазақстан» на 2011–2015 годы с акцентом на реформу стационарного звена и создание единой национальной системы здравоохранения также активно обсуждалась экспертным сообществом.
Пройдя всю историю развития отечественного здравоохранения и пропустив ее через себя, я смотрю на новую государственную программу «Денсаулык» с высоты почти 20-летней истории реформы здравоохранения. Многие коренные и системные вопросы отечественного здравоохранения решены правильно и продолжают осуществляться в верном направлении. Пришла новая генерация врачей, менеджеров, организаторов здравоохранения, которые имеют блестящее отечественное и зарубежное образование. Появились и активно работают такие мощные современные центры, как АО «Национальный медицинский холдинг» в Астане, ставший платформой внедрения современных медицинских технологий. Казахстанские врачи освоили и проводят сложнейшие операции на сердце, по пересадке органов, есть успехи в нейрохирургии, травматологии, кардиологии. Результатом госпрограммы «Реформирование развития здравоохранения» явилось развитие отечественной кардиохирургии: сегодня в Казахстане осуществляется по 60 тысяч операций в год. Успешно реализуются программы по туберкулезу, инфекционным болезням. Развивается онкопомощь. Неплохие показатели достигнуты по материнству и детству.
Проводятся уникальные профилактические мероприятия: в Казахстане действует 11 скрининговых программ с охватом 12 миллионов человек. Численность населения республики увеличилась до 17 миллионов 417,5 тысячи человек, показатель ожидаемой продолжительности жизни составил 70,45 лет, снизилась общая смертность населения. Все это еще раз показывает, что системе здравоохранения Казахстана по силам решать большие задачи.
Проанализировав состояние здравоохранения и здоровья населения 100 стран мира, мы проследили весь спектр политики в области охраны здоровья передовых и развивающихся стран. Выводы отразили в книге «Энциклопедия мирового здравоохранения». В XX веке образовалась глобальная, универсальная система здравоохранения, состоящая из таких классических частей, как первичная медико-социальная помощь, стационарная помощь, система подготовки кадров, медицинская наука, инфраструктура. Сегодня в передовых странах существующие системы здравоохранения отличаются не только количеством ресурсов, но и качеством медицинской помощи. Мы делаем вывод: разница между передовыми и развивающимися странами в области охраны здоровья составляет не менее 100 лет. По этой шкале мы видим, что Казахстан за годы суверенного развития прошел несколько стадий количественного и качественного роста и приближается к развитым странам.
– В упомянутой книге вы пишите, что существует несколько этапов развития мировой системы здравоохранения. На каком находятся Казахстан и развитые страны?
– Первый (ранний) этап – это сохранение жизни людей. Страны, где здравоохранение находится на этом уровне, характеризуются высокой смертностью от инфекционных заболеваний, различных эпидемий. Система организаций слабая, существуют единичные госпитали и амбулаторные центры. Такую систему мы видим в Афганистане. Если взять условную «линейку в сто лет», этот этап занимает первые 20. Следующий этап развития здравоохранения ставит целью сохранение здоровья населения в целом. Появляется государственный сектор здравоохранения. Ответственность берет на себя государство, развивается система стационаров, появляются зачатки первичной медико-санитарной помощи. Эту модель мы рассматриваем по условной «линейке развития» от 20 до 40 лет. Примером может быть здравоохранение СССР 20–30-х годов прошлого века.
Следующий этап – сохранение здоровья населения и развитие профилактики. Здесь в основном государство берет ответственность на себя, система здравоохранения развитая, существуют стационары, сеть ПМСП, медицинские и сестринские школы. Этот этап характеризуется моделью, которая по «линейке» занимает серединную нишу в эволюции систем здравоохранения: примерно от 40 до 60 лет.
Четвертый более развитый этап ставит целью не просто сохранение, но и укрепление здоровья населения, усиление профилактики болезней. Появляется государственно-частное партнерство. Преимущество системы здравоохранения еще сохраняется, но подходы к самой модели становятся более сложными, формируется политика в области охраны здоровья. Здесь существует развитая сеть ПМСП, стационаров, реабилитации, сформировано медицинское образование, наука, на повестку дня ставятся межсекторальный, государственный подход, многоканальное финансирование. Этот этап по «линейке» занимает нишу примерно в 60–80 лет. Казахстан с 90-х годов до 2010 года «шел» по этой модели. Задача сохранить, укрепить здоровье населения решалась в основном государственной бюджетной моделью здравоохранения. Основные страны развитого мира сегодня находятся на 5-м этапе – это управление болезнями, развитие здоровья. Эта модель считается перспективной и по «линейке» занимает нишу от 80 до 100 лет. Системы здравоохранения развитых стран мира, в первую очередь ОЭСР, находятся в конце «линейки». Следующий этап – медицина будущего – 100 лет и выше. Мы же комплексными усилиями предыдущих программ прошли четвертый этап – сохранение и укрепление здоровья и подходим к «управлению болезнями и развитию здравоохранения». Эта зрелая модель, играющая большую роль в экономике и социальном благополучии, полностью отражена в проекте новой государственной программы.
– Акцент в программе «Денсаулык» делается на первичную медико-санитарную помощь?
– Совершенно верно. ПМСП возможно займет более половины всех ресурсов здравоохранения, финансовых, технологических, человеческих. Ведь потребность населения – это решение проблем со здоровьем на первичном уровне, не запуская болезнь. Это совершенно логичный ход истории и развития нашей модели. Так принято во всех высокоразвитых странах. В Австралии, к примеру, на ПМСП выделяется 60% всех финансовых средств, во Франции – 49%, в скандинавских странах – за 50%.
Поскольку Казахстан провозгласил себя социальным государством с сильной социальной политикой, в перспективе социальные услуги будут расширяться. Такой подход требует серьезного пересмотра философии, укрепления «первички» лучшими силами. Как и какие медико-социальные услуги приблизить к населению – это тоже большая тема для обсуждения. На уровне ПМСП планируется внедрение полного, бесплатного, рецептурного отпуска лекарственных средств на амбулаторном уровне. Интересный момент: редко какое государство может позволить обеспечить население лекарствами на уровне ПМСП. Во многих странах действуют программы лишь по одному отдельно взятому заболеванию, например, сахарному диабету.
– В программе выделена мысль, что не только государство, но и сам человек несет ответственность за свое здоровье…
– Это второй важнейший тезис программы – солидарная ответственность за здоровье. И государство, и работодатель, и пациент должны вместе отвечать за здоровье. Еще одним вызовом является внедрение новых технологий. Если в ближайшие года два-три мы введем хотя бы эти два элемента – солидарную ответственность и новые технологии, сегодняшняя система будет конкурентоспособна, и многие вопросы мы сможем в ближайшее время снять. Президент Нурсултан Назарбаев неоднократно говорит об этом в своих выступлениях. Я хочу сказать, что программа «Денсаулык-2020» является подтверждением того, что система здравоохранения в Казахстане развивается в русле мировых трендов и приближается к международным стандартам.
Конечно, есть вещи, которые требуют серьезного обсуждения, как внутри отрасли, так и на национальном уровне. Например, вопросы медицинского страхования – инструмента реализации политики в области охраны здоровья, направленного в первую очередь на развитие и внедрение солидарной ответственности. Дополнительным фактором может быть сооплата. К примеру, в Японии, где я работал, 100% страхование населения дополняется сооплатой пациентом за медицинские услуги независимо от социального статуса (10–30%). Это дисциплинирует людей, заставляет бережно относиться к своему здоровью. В Казахстане эта проблема столкнется с уже сформированным среди населения иждивенческим подходом. Но ее следует решать.
Система обязательного медицинского страхования позволит консолидировать все программы, выровнять их между регионами, адаптировать систему единого плательщика к многоканальной системе. Будет создана и внедрена соответствующая технологическая, информационная система для управления системы медицинского страхования.
В целом планируется, что программа будет реализована в два этапа. На первом – в 2016–2017 годах намечена подготовка нормативно-правовой базы для внедрения новых механизмов, технологий, обеспечения эффективности ресурсов. На втором – в 2018–2020 годах – осуществится модернизация системы здравоохранения с акцентом на вышесказанные приоритеты. На мой взгляд, новая программа является логическим продолжением реализованных государственных программ и свидетельствует о преемственности политики охраны здоровья в нашей стране. И движется она в полном соответствии с развитием международной политики охраны здоровья.
– Как сегодня обстоит дело с кадрами?
– Кадров у нас достаточно. Главное – эффективно их использовать. Сейчас развиваем медицинское образование на принципах Болонского процесса, работает трехуровневая система подготовки медицинских работников – бакалавриат, резидентура, магистратура. В завершении схемы – PhD, то есть подготовка в докторантуре. Весь вопрос в том, чтобы привести систему к международным стандартам. Думаю, это нам удается. Только за последние три года для работы в вузе приглашено более 400 визитинг-профессоров из 40 стран мира. Около 200 наших студентов выезжают на учебу за рубеж. Теперь стоит задача перейти на современный профессиональный язык медиков – английский. Мы планируем, что в этом году из 10–11 тысяч учащихся 10% будут обучаться именно на английском. И здесь мощным стимулом развития кадровых ресурсов здравоохранения станет Национальная рамка квалификаций, предусматривающая совершенствование политики отбора и приема медицинских работников, стандарты, регламентирующие уровень квалификации выпускников и действующих специалистов. Уже сейчас внедрена система независимой оценки знаний выпускников, учебный процесс осуществляется на основе единства науки, образования и клинической практики. Предстоит большая, но необходимая перестройка для того, чтобы вписаться в мировое образовательное пространство.
– Ожидаются ли изменения в лекарственной политике?
– Импонирует в этом плане мысль, что на втором этапе вся система должна работать на основе всемирно принятых стандартов производства, продажи, распространения и назначения лекарств. Будет внедрен фармацевтический инспекторат международного уровня. Все вышеперечисленное направлено на повышение качества оказываемых услуг как на уровне «первички», так и на уровне стационара, высокоспециализированных центров. Если мы хотим, чтобы наша система здравоохранения была конкурентоспособна, она должна обеспечивать высокое качество.
Следующим интересным направлением программы является внедрение системы прогнозирования, управления рисками и заболеваниями и прогнозирование снижения факторов риска в общей смертности. Это профилактика хронических неинфекционных заболеваний. И все предыдущие усилия страны по созданию и развитию службы формирования здорового образа жизни должны преломиться в практическую плоскость. Наше отставание в 15–20 лет можно и нужно быстро устранить, тем более технологии и методы разработаны: такие программы были предметом медицинской науки Казахстана еще в конце ХХ века. Еще одна интересная закономерность – кластерный подход, который предполагает, что весь цикл оказания профилактических, лечебных, реабилитационных, медицинских, социальных услуг будет сконцентрирован по каждому указанному направлению, по отдельным заболеваниям, например, сердечно-сосудистым. В нашей стране это будет проводиться впервые.
Есть еще несколько особенностей программы, которые гарантируют реальность, эффективность и успех. Первая: в программе акцентируется мысль, что Казахстан должен ориентироваться на стандарты стран экономического сотрудничества и развития. Многие вещи будут изучаться, перениматься, адаптироваться, использоваться исходя из опыта ОЭСР. Вторая особенность: политическая воля Президента Нурсултана Назарбаева и политическая стабильность нашей страны. Из всего вышесказанного следует, что «Денсаулык-2020» является качественно новой, ориентированной на будущее программой, которая позволит Казахстану в ближайшем будущем войти в число 30 наиболее развитых стран мира.