Делегация экспертов по педиатрии ЛУНЗ совместно со Школой педиатрии КазНМУ подвела итоги по Задаче 4: Усовершенствование системы обучения педиатров на всех уровнях
13 декабря 2019 в Малом конференц-зале Ректората состоялось отчетное заседание, на котором делегация экспертов по педиатрии Литовского Университета Наук Здоровья подвела итог совместной работы с 9 по 13 декабря 2019 года со Школой педиатрии КазНМУ по Задаче 4: Усовершенствование системы обучения педиатров на всех уровнях.
Делегация в составе: профессор Раса Тамялиене( Rasa Tameliene), профессор Даля Стониене (Dalia Stoniene), профессор Лаймуте Вайделиене (Laimute Vaideliene) и администратор программы резидентуры Йоланта Шулинскене (Jolanta Šulinskiene).
В обсуждении во время отчетного заседания присутствовали Провост В. Калибатас, проректоры по академической и научной деятельности, деканы всех школ и факультетов университета, а также кафедры детских болезней.
Гости из Литвы подробно рассказали нашим педиатрам о системе обучения педиатров в Литве. Сравнение показателей детской и младенческой смертности, показателей неонатальной смертности в Литве и Казахстане дает основание ставить перед системой образования педиатров в Казахстане серьезные задачи по улучшению и качества, и количества выпускников по данной специальности.
Делегация предоставила отчет по проделанной работе, который включил в себя обширную информацию: данные и план образовательной программы Педиатрии для студентов и резидентов, оценка содержания, объема и методики педиатрических учебных программ для студентов и резидентов, а также методы оценки компетенции в КазНМУ, создание образовательных программ для всех уровней образования в педиатрии и аудит результатов. Предоставлена оценка до-дипломного образования по педиатрии и неонатологии в КазНМУ.
Литовские коллеги высказали мнение о том, что наша программа по педиатрии не дает ясного понимания о количестве кредитов педиатрического направления в период до-дипломного обучения наших студентов. В связи с этим общей рекомендацией явилось обучать педиатров в резидентуре после окончания 6 летней программы общей медицины (ОМ).
Согласно Европейской Директиве 2001/10/ЕС медицинское специальное образование должно составлять не менее 6 лет очного обучения как первичного медицинского образования. В соответствии с Образовательной Хартией UEMS, секция EAP/педиатрия рекомендует обучение студентов общей педиатрии по Общей Базовой Программе в течение 3 лет с последующим 2-3х- летним обучением по специальности Педиатрия.
Литовские специалисты дали рекомендацию проводить Модуль Педиатрия и цикл Неонатология на 5 курсе (модульное обучение), все преподаватели должны иметь клинические ставки, нельзя допускать большого количества студентов в одной группе(у нас 20-24), а также, создать должность администратора для управления потоками.
Преподаватели должны иметь опыт работы по интегрированной программе, разработать новые, не стереотипные подходы к преподаванию, снизить педагогическую нагрузку. У наших преподавателей нет опыта менеджмента в условиях интегрированной образовательной модульной программы.
Гости поделились опытом применения новых методов обучения: Hybridlab, клинические станции, е-книги. Принципиальной рекомендацией является внедрение научной работы магистра.
Рекомендовано привлечь другие клиники университета участвовать в модуле обучения Педиатрия. Обсуждены компетенции студента после завершения модуля Педиатрия, структура и критерии оценки студентов во время окончательного экзамена модуля. Рекомендован экзамен OSCE. Литовская делегация подготовила на русском языке и передала рабочей группе КазНMУ образец программы до-дипломного обучения по Педиатрии.
Основной интерес для рабочей группы представил вопрос о Постдипломном педиатрическом образовании и суб-специализации врача – педиатра, то есть вопрос резидентуры по детским болезням.
В этом вопросе литовские партнеры предоставили следующие рекомендации:
Программу резидентуры продлить по рекомендациям UEMS, обеспечить количество и качество клинических баз необходимых для выполнения программы, представить критерии выбора клинических баз, повышать квалификацию педагогического персонала (преподаватель — врач). Также, такие вопросы как, наличие методических ресурсов (учебники, базы данных).
Обращено внимание на такой вопрос как потребность специалистов в стране, повышене мотивации и престижа педиатра (нагрузка, зарплата). При обсуждении были подняты проблема отсутствия профессионального стандарта (медицинской нормы) педиатра, введение мотивационного интервью при поступлении в резидентуру, обязательной научной работы для резидента, специализированные курсы с сертификатом (PALS и др.); привлечение других клиник университета для участия в программе резидентуры.
Отдельно обсуждался вопрос требований к компетентности, оценка резидента после каждого цикла, структура окончательного экзамена. Признание результатов экзамена в университете и на его основе выдача лицензии/сертификата.
Подготовленный образец программы резидентуры на русском языке был представлен и передан рабочей группе КаzNMУ, а также образец профстандарта педиатра передан рабочей группе КаzНMУ. Рекомендовано отказаться от внедрения минор-модуля во время резидентуры.
Управление международного сотрудничества