О большой угрозе для Казахстана рассказала невролог
В преддверии Дня медицинского работника пресс-служба КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова готовит серию материалов о труде наших врачей. Как известно профессия врача является одной из самых благородных, а люди в белых халатах посвящают всю свою жизнь помощи пациентам, поиску новых решений в диагностике и лечении, проведению научных исследований и обучению будущих медиков. Сегодня мы хотим рассказать о знаменитом неврологе. Ее знают, уважают, к ней прислушиваются врачи в каждом городе Казахстана. Она талантливо совмещает много функций: лечение пациентов, помощь коллегам в регионах, обучение будущих медиков, проведение конференций и форумов, приглашает ведущих специалистов-неврологов в нашу страну для обмена опытом и многое другое.
Сауле Туруспекова уже более 30-ти лет является врачом по специальности неврология. Сейчас она заведует кафедрой нервных болезней Казахского национального медицинского университета имени Санжара Асфендиярова и является главным неврологом Министерства здравоохранения Республики Казахстан. В честь Дня медицинского работника она рассказала, почему ее привлекает профессия, что мотивирует продолжать сложное, но благородное дело врача и какая новая угроза стоит перед Казахстаном.
Я знала, что помочь людям можно только получив знания
Врачем хотела стать еще со школы. Поступила на лечебный факультет АГМИ (КазНМУ) и уже после первого курса заинтересовалась неврологией. На выбор повлияло то, что я из врачебной семьи: мама была неврологом, доцентом кафедры нервных болезней. С детства слушала ее рассказы о работе. Очень много было альбомов, атласов, где были фотографии тяжелых пациентов с мышечной атрофией, рассеянным склерозом. Мне это все казалось интересным.
Укрепило мой выбор еще то, что я видела, как к маме обращались пациенты с тяжелыми заболеваниями: полинейропатией, парезами (снижение мышечной силы вследствие неврологических заболеваний), параличами. Мне очень хотелось им помочь, я знала, что помочь им можно только, если получишь знания. В то время еще не от всех болезней была таргетная, патогенетически обоснованная терапия. Многое лечилось симптоматически. А сейчас возможностей стало гораздо больше.
Что общего у врачей и детективов
Неврология — самая интересная, самая уникальная профессия. Ведь мозг человека — венец творения, сколько еще тайн он хранит, у меня от этого дух захватывает и за прошедшие десятилетия я до сих пор не потеряла интереса.
Особенность неврологии в том, что у нас есть понятие топического диагноза. В других медицинских специализациях (например, в пульмонологии) врачи будут дифференцировать причину жалоб — таких как кашель или боль в грудной клетке — в области грудной клетки.
В неврологии же, мы, как детективы, должны искать место, где находится патологический очаг. Задаешься вопросом: “Какие структуры повреждены и как это привело к клинической симптоматике?”. Например, слабость в стопе может быть вызвана поражением периферического нерва, спинного мозга или даже головного мозга. Процесс диагностики сложный, требует колоссальных знаний не только в неврологии, но и в смежных специальностях, а также воображения.
Меня очень потряс мой самый первый случай лечения пациента. Я тогда еще проходила интернатуру в областной больнице Тараза. К нам обратилась молодая девушка, которую мучали рвота и головные боли. У нее были парализованы рука и нога. Используя технологии того времени, мы могли выявить только объемные образования в головном мозге. Но что это за образования — сказать не могли. С помощью санавиации я привезла ее с отцом в Алматы.
Как выяснилось, в итоге, у нее была огромная эхинококковая киста в мозге. Это паразитарное поражение. Ювелирная работа нейрохирургов позволила вернуть девушке здоровье и она смогла продолжить учебу. Поэтому мы и проводим такие расследования, чтобы точно знать причину заболевания.
Что может быть самой большой наградой для невролога
Если твои знания и рекомендации помогли вывести из комы — это для нас огромная награда. Недавно в Городской клинической больнице №1 мы — сотрудники больницы и кафедры нервных болезней — спасали беременную пациентку, которая после ДТП была в вегетативной коме. В таком состоянии человек лежит без сознания, не реагирует на раздражители внешние, но сохраняется цикл сна-бодрствования.
Проводили реабилитационные мероприятия — кинезотерапия, ЛФК, мультимодальную стимуляцию головного мозга при помощи нейропротекторов и электро-, физиопроцедур. Очень много усилий приложили реаниматологи. В результате, девушка пришла в сознание с минимальным неврологическим дефицитом, реагировала, могла ходить, осознавать. Нам удалось спасти и ее, и ребенка — позже она поступила в роддом на плановые роды. Для нас это было большой радостью и счастьем.
Это говорит и о важности командной работы. Врач никогда не принимает сложные решения в одиночку. Для этого есть консилиум, мозговой штурм. В обсуждениях участвуют и авторитетные специалисты с большим опытом, и молодежь, которая может подсказать новые идеи. Они больше вовлечены в информационное пространство, в том числе англоязычное.
Меня очень мотивирует и то, что регулярно появляются новые научные открытия. Только на нашей кафедре мы ведем несколько научных проектов. У нас есть патент по лечению травматической миелопатии, по реабилитации пациентов с инсультом и спинальной мышечной атрофией.
Также я являюсь главным исследователем и национальным лидером в исследовании с 30 странами: Oceanic Stroke. Исследование оценивает эффективность нового препарата асундексиана как средства для профилактики ишемического инсульта в группе пациентов, ранее перенесших транзиторную ишемическую атаку (ТИА) высокого риска.
Помимо этого, я занималась малыми дозами ионизирующего излучения, проводила скрининг людей на урановых рудниках. Была личным врачом космонавта Айдына Аимбетова, проводила исследования до его полета и сопровождала его на космодром. Видела, как возвращалась капсула, как он приземлился, и мы потом снова проводили исследования. Это был уникальный опыт.
Еще я считаю очень важным популяризировать науку. Мы проводим трансляции с наших научных встреч с участием тысяч слушателей. Однажды у нас было около 7 тысяч слушателей в прямом эфире — это очень много для такой узкой темы.
Какая угроза стоит перед здравоохранением Казахстана
Думаю, что главная трудность — это статус врача, авторитет, несоответствие зарплаты. Профессия врача всегда считалась благородной. Врачей почитали и считали обладателями божественных добродетелей. Однако в эпоху легкой доступности информации, пациенты не всегда оценивают труд работников здравоохранения по достоинству. Снижение статуса врача может привести к уменьшению приверженности рекомендациям, что может привести к росту недоверия и сомнений в системе здравоохранения. Вопрос о повышении статуса и авторитета врача должен быть поставлен остро.
Тем более, что сейчас Казахстан уже переступил 7% порог определения стареющей страны — во многих регионах процент стареющего населения свыше семи. Впереди нас ждут: увеличение количества больных с когнитивными нарушениями, деменцией, болезнью Альцгеймера. Пожилому населению необходимо больше заниматься физической активностью, пересмотреть питание — оно должно быть полноценным разнообразным, богатым на витамины, микроэлементы.
Очень важно, чтобы мозг не терял активности, усваивать новые практические навыки: игру на музыкальных инструментах, шахматы, иностранный язык, компьютерные игры. В центрах активного долголетия, которых уже 11 в Алматы, много пенсионеров: им доступны хоровое пение, швейное и гончарное дело, они изучают казахский, английский язык. Они много общаются — а это очень важный элемент сохранения когнитивного резерва.
Из сферы неврологии, я думаю, любому читателю было бы важно изучить для себя признаки инсульта. Существует концепция под названием ”Время — мозг”. Ее суть проста: чем раньше пациента доставили с инсультом, тем больше шансов спасти его головной мозг. Есть терапевтическое окно в 3-4 часа, когда можно провести тромболитическую терапию.
Если простой тест: попросите человека попробовать улыбнуться — улыбка кривая, поднять конечности или руку — она слабее или онемевшая, и заговорить — если невнятная, то срочно надо вызывать скорую. Не надо ждать, что само пройдет или пить таблетки от давления.