Прохождение выездного обучения интернов 6 курса Школы общей медицины-2 в регионах Казахстана
Согласно Дорожной карте по реализации проекта «Модернизация медицинского образования и науки», во исполнение Плана мероприятий по решению проблемных вопросов в деятельности организаций медицинского образования, утвержденного министром здравоохранения РК Е.А.Биртановым от от 31.01.2018г., интерны 6 курса по направлению подготовки: «Общая врачебная практика», обучаются с выездом в регионы с 01 сентября 2020 года по 20.12.2020г. в Карасайской, Илийской, Талгарской, Енбекшиказахской ЦРБ, ЦРБ г.Иссык, г.Капчагай, ЦРБ Жамбылского района с.Узынагаш, «Панфиловская многопрофильная межрайонная больница» г. Жаркент, МЦ Даулет, п. Боралдай, Врачебная амбулатория села Бесағаш, «Кентауская центральная городская больница» г. Кентау, ЮКО, КГП НА ПХВ «Многопрофильная Городская больница», г.Талдыкорган, ГП№2 г.Тараз, МЦ «Ясин» г. Тараз, ГП№5 г.Шымкента, Кызылорда КГП НА ПХВ «МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ОБЛАСТНАЯ БОЛЬНИЦА», ГП№2 г. Актау, ГП№6 г. Уральск, ГП№1г. Усть-Каменогорск
С 01 сентября 2020 года 393 интернов находятся на выездном обучении. в 19 медицинских учреждениях страны. Много положительного отмечают как обучающиеся, так и работодатели. Все было совмещено воедино: прием, разбор, диагностика и лечение под руководством клинических наставников в регионах, возможность видеть редкие формы заболеваний, узнать медицину изнутри, посмотреть и прочувствовать будние дни врачей в регионах, ощутить все трудности работы врачей в регионах. Интересно было видеть больных с патологиями, ранее не встречаемыми. Ведь обычно в клиниках Алматы пациенты уже обследованы с точным диагнозом с уже назначенным лечением по соответствующим протоколам. В регионах пришлось самим принимать пациентов, вести их от момента поступления и до выписки под контролем наставников, проводить беседы с родственниками, участвовать в консилиумах, самим проводить конференции. У работодателей была возможность приглядеться к будущим выпускникам, заинтересовать их рабочим местом. Ведь по окончании университета выпускникам с грантами по сельской квоте придется отработать три года по распределению в сельских регионах.
Нельзя не остановиться на минусах: это прежде всего проезд, дорога, редкий транспорт, особенно в холодный период времени. В частных клиниках не всегда есть возможность посмотреть всех больных из-за особого статуса. В частных клиниках не всегда есть достаточное количество пациентов. Для организации выездного обучения необходима предварительная работа клинического отдела по распределению интернов и заключению договоров с клиническими базами регионов.
Тем не менее интерны успевают все — и принимать пациентов, и выезжать на экстренные вызова на машинах скорой помощи, оказывать помощь на дому, принимать вместе со старшими коллегами экстренные решения.
Выезд в регионы интернов 6 курса контролировался, как сотрудниками деканата, так и профессорско-преподавательским составом профилирующих кафедр: работа с клиническими наставниками, звонки по телефону, ежедневный контроль интернов по видеосвязи (WhatsApp., Skype), выезд закрепленного куратора на клинические базы выездного обучения.
Плюсами выезда в регион являются: возможность работать в приемном отделении (вопросы дифференциальной диагностики), в терапевтических отделениях (изучение протоколов диагностики и лечения), в отделении реанимации (оказание экстренной помощи), в Медицинских информационных системах клиники и другими базами МЗ РК (ЭРСБ, БГ, АПП).
Таким образом, выездное обучение необходимо в процессе обучения интернов для закрепления теоретических знаний и отработки практических навыков у постели больного. Оно улучшает профессиональные и коммуникативные компетенции (общение с пациентами, родственниками, коллегами, медицинским персоналом), повышает ответственность интернов в принятии быстрых правильных решений, а также для осознания интернов в правильности своего выбора профессии врача.