Раздумья о врачебном долге
Доцент кафедры «Хирургия№ 2» КазНМУ А. Каныбеков написал эссе о врачебном долге и мы с большим удовольствием представляем его вам.
Какие они красивые, эти современные молодые люди! Рослые юноши с крутым разворотом плеч и уверенной, независимой походкой, а девушки с блестящими глазами — они и вправду хороши, наши выросшие дети. Я каждый раз невольно отмечаю это, наблюдая в летнюю и предосеннюю пору за радостной толпой абитуриентов, поздравляя первокурсников, напутствуя выпускников. Я смотрю на них с верой, надеждой и… тревогой. Крепко верю в то, что эти умные, славные молодые люди не случайно перешагнули порог Национального медицинского университета имени С.Ж. Асфендиярова. Очень надеюсь, что они продолжат благороднейшие традиции нашей профессии. И — что скрывать! — всегда тревожусь: хорошо ли понимают они, на какую стезю ступили?
Персидский врач, ученый, философ и поэт Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах Ибн Сина (латинизированное имя — Авиценна) писал:
От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварство я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.
По поводу врачебной профессии он озвучивал: Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.
В 16 лет Ибн Сину пригласили к тяжело заболевшему наркоманией правителю Бухары Эмир Нух ибн Мансуру. Когда он успешно вылечил эмира Бухары, тот сказал: «Проси, что хочешь и получишь». Это означало, что любое богатство могло перейти в его владения. Вместо этого Ибн Сина попросил всего лишь разрешения посещать знаменитую библиотеку эмира.
Весть об Ибн Сине дошла до правителя Джурджана Кабуса, у которого болел племянник. Ученый был приглашен во дворец и вылечил больного. По преданию, племянник Кабуса страдал любовной меланхолией и, отказавшись от еды и лишившись сна, дошел до крайнего истощения. О причине своего страдания никому не говорил, т.к. девушка, которую он любил, была дочерью простого ремесленника, ни один врач не мог установить истинную причину болезни, а следовательно вылечить. Ибн Сина, осмотрев больного, не нашел каких либо изменений в его органах, хотя состояние было крайне тяжелым, и предположил что молодой человек страдает любовной меланхолией. Ибн Сина попросил привести человека, знающего все улицы и дома города.
Старец называл улицы, а ученый прощупывал пульс больного, когда была названа одна улица, пульс заметно участился, Ибн Сина попросил называть имена владельцев домов на этой улице, при названии одного из них пульс стал биться сильнее, больной начал проявлять беспокойство. А услышав имя дочери владельца дома, больной упал в обморок. Ибн Сина посоветовал женить молодого человека на этой девушке.
Великий писатель, по профессии врач Антон Павлович Чехов писал: «Профессия врача — это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».
Есть суворовская поговорка: «Тяжело в учении — легко в бою». Будущего врача она утешать не должна, ибо к медицине неприменима! У нас и в учении тяжело, и «в бою» трудно.
Еще в прошлом веке венгерский акушер Земмельвейс на вопрос, не может ли он чуть смягчить требования к студентам, ответил: «Никоим образом. При плохом адвокате клиент рискует потерять деньги или свободу. Ну, а если будет плохим врач, пациент может потерять жизнь».
Существует образное определение — оно принадлежит известному врачевателю Абу-ль- Фараджу, — гласящее, что во всяком заболевании участвуют три силы: болезнь, врач и больной: «Смотри — нас трое: я, ты и болезнь. Поэтому, если ты будешь на моей стороне, нам будет легче одолеть ее одну. Но если ты перейдешь на ее сторону, я один не в состоянии буду одолеть вас обоих».
Разумная уверенность и в самом враче укрепляет высокое сознание профессионального достоинства. Довольно характерный пример проявления такого достоинства представлен в известном рассказе о Швеннингере, личном враче Бисмарка. Всесильный канцлер кайзеровской Германии, страдая серьезным заболеванием сердца, последовательно сменил около ста врачей, к которым относился в большинстве случаев презрительно: в присутствии высокопоставленного пациента многие из них просто терялись. Когда к нему явился очередной эскулап доктор Швеннингер и начал спрашивать «что» и «как», Бисмарк рассвирепел: «У меня нет времени отвечать на ваши дурацкие вопросы» и показал на дверь.
— Тогда лечитесь у ветеринара,— спокойно парировал Швеннингер.
Такой ответ озадачил надменного вельможу. С этой минуты в течение почти двадцати лет Швеннингер пользовался его доверием.
Бисмарк говорил: — Моих прежних врачей я лечил, он же лечит меня. Достоинство врача — в его полной независимости от того, какое положение занимает пациент, президент или чернорабочий, стар он или молод, одет в модное и дорогое или обтрепанное и заношенное. Умение быть вежливым и корректным со всеми — свидетельство его профессионального достоинства.
Поучительный эпизод описывает в своих воспоминаниях и профессор С. Р. Миротворцев: «В бытность мою в Берне я был свидетелем такого факта. В Лозанне профессором хирургии был Ру, бывший много лет ассистентом Кохера. Как это, к сожалению, часто бывает, в конце своей деятельности Ру разошелся с Кохером и, получив кафедру в Лозанне, вел работу самостоятельно. Он считал, что в отношении его Кохер был несправедлив и как бы затирал его. Но вскоре у Ру появились грозные симптомы рака желудка. После исследования он приказал своему старшему ассистенту приготовиться на следующее утро к операции удаления желудка и никому об этом не говорить. Ночью старший ассистент профессора Ру поехал в Берн к Кохеру и доложил ему об этом.
Кохер сказал: «Оперировать буду я, но вы ничего не говорите Ру». На другой день, когда больного Ру начали давать наркоз, в операционную вошел Кохер, вымыл руки, произвел резекцию желудка у Ру и, не дождавшись его пробуждения, уехал в Берн.
Ру только через две недели узнал об этом.
Е.А. Вагнер — в книге «Раздумья о врачебном долге» писал:
«И вот я сделался свидетелем случая, запомнившегося мне на всю жизнь. Приблизительно через месяц после операции Ру вошел в аудиторию, где был Кохер, подошел к нему и сказал: «Дорогой учитель, как я был неправ. Простите меня за все прошлое и примите мою благодарность ученика, которого вы всегда учили благородству и доказали это». Он взял руку Кохера и поцеловал ее. Аудитория приветствовала примирение двух крупных хирургов громкими аплодисментами».
Современники говорили, что Миротворцев (д.м.н, профессор, знаменитый хирург, бывший ректор Саратовского медицинского университета) не умел обижать и унижать человека. Не было случая, чтобы он вышел из себя, повысил голос, сделал замечание врачу в присутствии больных. Больные говорили, что после посещения профессора самочувствие у них значительно улучшалось, и они ничего не боялись, даже предстоящей сложной операции.
В речи перед молодыми хирургами, с которой С.Миротворцев выступил 15 марта 1942 г., он призывал их любить больных. «А любить, — пояснял он, — это значит, жертвовать собою, своим временем, досугом, своим отдыхом, своими желаниями, своими удовольствиями. Нужно отдать свое сердце и так относиться к больному, как к своему родному. Хирургия — не служба, а честь, радость, вдохновение, хирургия — счастье людей, отцов, матерей…»
В романе «Порт-Артур» есть такой эпизод: в бою с японцами тяжело ранило молодого прапорщика Звонарева. Его осматривают врачи. Главный хирург крепости Гюббенет принимает решение сегодня же, без промедления ампутировать у Звонарева правую ногу ниже колена, иначе тому грозит гангрена… Девушка Варя, горячо любящая прапорщика просит: «Не делайте его калекой!» Но Гюббенет неумолим: иного выхода он не видит… И тогда молодой, еще безвестный врач Миротворцев берет на себя смелость повременить с ампутацией. И что же? Он спасает Звонареву ногу! В порыве благодарности Варенька восклицает:
— Вы… вы не Миротворцев, а Чудотворцев! Разве это не врачебный подвиг!?
Поучителен следующий случай:
Солдаты прямо считали Н.И. Пирогова способным творить чудеса. Однажды на перевязочный пункт несли на носилках солдата без головы; доктор стоял в дверях, махал руками и кричал солдатам: «Куда несете? Ведь видите, что он без головы». «Ничего, ваше благородие, — отвечали солдаты, — голову несут за нами; господин Пирогов как-нибудь привяжет, авось еще пригодится наш брат-солдат…». Разве это не признание авторитета врача –хирурга Н.И. Пирогова?.
Выступая на съезде французских медиков, посвященном проблемам врачебной этики, известный писатель и историк Андре Моруа сказал: «…Завтра, как и сегодня, будут больные. Завтра, как и сегодня, понадобятся врачи. Как и сегодня, врач сохранит свой сан жреца, а вместе с ним и свою страшную, все возрастающую ответственность. Медицинская наука станет еще точней, еще оснащеннее, но рядом с ней, как и сегодня сохранит свое место в медицине врач классического типа — тот, чьим призванием останется человеческое общение с пациентом… Завтра, как и сегодня, человек в медицинском халате будет спасать жизнь страждущему, кто бы он ни был — друг или недруг, правый или виноватый. И жизнь врача останется такой же, как сегодня,— трудной, тревожной, героической и возвышенной». Это высказывание о враче я считаю актуальным в сегодняшнее время.
Доцент кафедры
«Хирургия№ 2» КазНМУ А. Каныбеков