Результаты опроса Центром МАКОиНСРМО интернов 2-го года обучения
Отчет по опросу интернов 2-го года обучения в 2014 г
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ С.Д. АСФЕНДИЯРОВА
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА,
ЦЕНТР МАКО и НСРМО
Руководителям кафеДр и модулей ВМШ казнму
Отчет
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ
«МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРАХ ВМШ»
В 2013-2014 УЧ.ГОДУ
Алматы, 2014 г.
Цель исследования: повышение качества подготовки выпускников КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова.
Целями проводимого исследования являлись:
— оценка мнения выпускников университета по методам обучения, применяемым на кафедрах интернатуры и резидентуры в текущем учебном году.
— определение уровня заинтересованности интернов.
Объектом данного исследования выступали интерны разных направлений подготовки 2013-2014 учебного года. В анкетировании участвовали интерны 2-го года обученияКазНМУ. Количество проанкетированных интернов – 415 (46% от общего числа 904).
Сроки проведения мониторинга потребителей образовательных услуг: май 2013-2014 уч. года. В анкете были использованы ключевые 13 вопросов (Приложение 1), определяющие степень вовлеченности студентов в процесс обучения на кафедрах.
РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Анкета начинается с легких вопросов. На первый вопрос «Можете ли Вы читать профессиональную литературу на английском языке?» больше половины (55%) ответили «да, со словарем», также позитивный ответ получили от студентов (14%), которые утверждаю, что «свободно владеют» английским. 23% респондентов не могут читать проф. литературу на данном иностранном языке. Всего 7% уклонились от ответа.
Следующий вопрос направлен на определение частоты процесса и выглядит так: «Как часто Вы читаете научную литературу?». Большинство (41%) интернов «иногда» уделяют внимание чтению научной литературы. 29% читают ее не реже 1 раза в неделю. Остальные 25% читают не реже 1 раза в месяц.
76% студентов имеют доступ к компьютерам на кафедре.
Постоянный доступ к библиотеке кафедры имеют 55% интернов, когда 23% из общего числа пользуются ресурсами библиотеки «иногда».
В симуляционных классах обучаются «постоянно» — 44%, «иногда» — 30%. В сумме доступ в симуляционные классы имеют 74% интернов.
На практике чуть меньше половины (49%) интернов курируют до 50 пациентов за год. 9% респондентов работают в среднем с 610-900 больными в год, а 8% курируют от 50 до 100 больных в год. 7% студентов курируют от 100 до 500 пациентов за год обучения в интернатуре. На данный вопрос не дали ответа 13% респондентов.
81% интернов КазНМУ имели возможность обучаться в Центре практических навыков на медицинских симуляторах.
87% респондентов выполняли задания по клиническим симуляциям во время обучения на кафедре.
В клинических исследованиях на кафедре участвуют чуть больше половины (55%), в выполнение научного исследования на кафедре вовлечены также чуть больше половины (54%) студентов
Следующий блок вопросов (11, 12, 13 вопросы) был направлен на выявление методов, применяемых в процессе обучения на кафедрах, на оценку таких методов со стороны студентов. На вопрос, «Какие методы обучения из ниже перечисленных, преподаватели данной кафедры применяют и как часто?» от 32 до 46% респондентов не дали вообще никакого ответа, что может с одной стороны рассцениваться как не желание отвечать, а с другой стороны как не понимание анкетируемыми сути интерактивных и активных методов обучения.
По мнению тех кто ответил на данный вопрос, следующие формы организации занятий являются наиболее эффективными:решение клинических задач и сценариев, дискуссии, мозговой штурм, учебные ролевые игры, деловые игры. Данные ответы варьируют в районе 10-20%. Другие методы организации обучения имеют показатели ниже 10%, что показывает на их нечастое повторение при опросе и малую популярность среди студентов.
Последний ситуационный вопрос был составлен для определения позитивного или негативного настроя респондентов. 87% ожидают отличного овладения знаниями и навыками после обучения на кафедрах.
Из комментариев студентов установлено, что интернов большего всего волнует материально-техническое оснащение кафедр, оснащение учебных комнат компьютерами и их количественное увеличение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анкета разделена на три блока. Первый блок (с 1 по 5 вопросы) определяют уровень владения иностранным языком, доступ интернов к образовательным ресурсам. Второй блок вопросов (с 6 по 10) направлен на выявление степени вовлеченности интернов в процесс обучения на кафедрах и оценке методов обучения. В третьем блоке вопросов (с 11 по 13) студенты дали свои мнения, пожелания по методам обучения, применяемым на кафедрах ВМШ.
По первому блоку вопросов было выявлено, что больше 70% студентов имеют доступ к библиотеке кафедр, компьютерам и симуляционным классам во время обучения на кафедрах интернатуры. Лишь 14% опрошенных как они сами считают «владеют английским языком свободно», больше половины (55%) умеют читать профессиональную литературу с помощью словаря, что так же является не совсем тем показателем, который ожидает университет от своих выпускников. К сожалению почти 31% опрошенных «редко» или «никогда» не читают научную литературу, что говорит о том, что или преподаватели не стимулирую и не призывают обучающихся к этому, или сама организация практического занятия не ведет к необходимости чтения научной литературы. В симуляционных классах полноценно обучаются 74% интернов.
Как показывают данные, в среднем 50% респондентов курируют около 50 больных в год или примерно до 5 пациентов в месяц, что так же является недостаточным для полноценного формирования практических навыков новой генерации выпускников национального медицинского вуза. Конечно есть показатели курации свыше 600 пациентов в год (примерно 12% опрошенных дали такие ответы), однако они так же сомнительны, так как обеспечить каждого интерна 60 пациентами в месяц не может ни одна кафедра университета, за исключением оперативных приёмов в период неблагополучной эпидобстановки в поликлиниках или работе в составе бригады скорой помощи, так же такое возможно во время выездной практики. Поэтому ответы на вопрос о количестве курируемых пациентов невозможно трактовать однозначно. Тем не менее, в результате анкетирования получено общее представление об организации практической работы для интернов на кафедрах университета. Большинство ответивших выпускников (57%) КазНМУ обеспечены примерно 50-100 пациентами в год.
В Центре практических навыков больше 70% студентов занимаются на медицинских симуляторах и почти такое же количество студентов (83%) регулярно выполняют задания по клиническим симуляциям.
Немногим более 50% респондентов вовлечено в научные и клинические исследования (КИ), проводимые на кафедрах, в то время как от 30% до 32% не участвуют в данном виде работы или затруднились с ответом (примерно 15%), что так же является отрицательным результатом. В совокупности получается 45% респондентов. Этот показатель может свидетельствовать о том, что на кафедрах ВМШ или отмечается не высокий уровень организации научной работы и клинических исследований, или преподаватели кафедр не заинтересованы в вовлечении обучающихся в НИР и КИ.
Интересные данные получились при определении частоты применения разнообразных методов обучения на занятиях. Около 30% респондентов заявили, что преподаватели применяют данные методы, тогда как в среднем 42-43% интернов не ответили (или не знают) с помощью каких методов их обучают. От 10 до 18% респондентов утверждают, что их преподаватели применяют интерактивные и активные методы постоянно.
По мнению студентов, такие формы организации занятий как решение клинических задач и сценариев, дискуссии, мозговой штурм, учебные ролевые игры, деловые игры являются наиболее эффективными и по ним задания и материалы легко усваиваются.
Особую важность для студентов-интернов занимают техническое оснащение аудиторий и нехватка компьютеров. Также респонденты отметили важность увеличения количества часов на работу с пациентами.
Привести сравнительные данные опроса интернов прошлого и текущего учебного года нет возможности, так как в этом учебном году применялась новая анкета, согласованная с руководством постдипломной подготовки. Тем не менее, мы приводим сравнительные данные по некоторым вопросам, которые отчасти совпадают и содержанию комментариев.
В сравнении с результатами анкетирования интернов в прошлом учебном году, где качество полученного образования в интернатуре, по мнению большинства (92%) опрошенных интернов терапевтов, педиатров, стоматологов и ВОП соответствует их ожиданиям. В текущем учебном году так же большинство опрошенных выпускников университета (87%) считают, что обучение на кафедрах ВМШ позволило им овладеть достаточным уровнем знаний и навыков по специальности. Как и прошлом учебном году, по-прежнему, злободневным является качество овладения интернами ключевых компетенций. По данным опроса в 2013 г., за период обучения в интернатуре в основном совершенствуются практическая и правовая компетенции, в меньшей мере развиваются знания и коммуникативные навыки. По данным опроса 2014 г. на кафедрах одинаковое значение уделяется преподаванию всех 5-ти составляющих компетентностной модели. По-прежнему, интерны высоко оценивают роль выездной практики в формировании практических навыков, критического мышления, навыка принятия решения, самостоятельности и саморазвития. 80% опрошенных выпускников интернатуры 2013 г. были уверены в себе как будущем враче. В текущем году уже 87% интернов высоко оценивают полученных знания и навыки. Как видим из результатов исследования 2014 г. интернов волнует практическая подготовка, которая однозначно улучшилась (83% респондентов обучается в ЦПН и на симуляторах), но, как и в прошлом учебном году, преподаватели кафедр интернатуры много времени уделяют теоретической подготовке.
В результате социологического исследования определены проблемные вопросы организации обучения в интернатуре:
Ситуации, требующие улучшения |
|
Группа исследователей Центра МАКОиНСРМО:
Директор Сарсенбаева С.С.
Эксперт, магистр социологии Килыбаев Т.Б.
Старший методист Умарова М.А.
Методист Ауезбекова М.
16.06.2014 г.