Он подчеркнул, что в основу высшего образования должны быть заложены тренды технологий здравоохранения.
Уже сейчас в мире внедряется диагностика болезней через компьютерные приложения и роботизированная хирургия. Доступны препараты персонализированной медицины для борьбы с широким спектром заболеваний — от сердечно-сосудистых до ВИЧ. Растет использование искусственного интеллекта.
В будущем ожидается внедрение таких технологий, как искусственные конечности, печатание органов на принтерах, создание технологий анабиоза человека и генная терапия.
Врач будущего должен уметь ставить точный дифференциальный диагноз и эффективный план лечения, учитывая ДНК человека, социальные и экологические факторы. Делается более широкий упор на общение врача и пациента, качественные навыки научных исследований и передовые технические навыки работы в лаборатории.
В Казахстане Талгат Нургожин считает необходимым внедрить обучение принципам персонализированной медицины, обновить контент обучения, связав его с передовой клинической практикой. Необходимо принимать меры по борьбе с ростом неинфекционных хронических заболеваний, с приоритетом на профилактическую медицину и внедрение науки в реальную практику.
Ректор КазНМУ назвал семь ключевых принципов современной системы медицинского образования:
- Учебные программы, основанные на компетенции, легко адаптируемые к меняющимся внешним условиям
- Междисциплинарное образование вместо узкоспециализированного подхода.
- Использование возможностей информационных технологий в целях развития навыков по сбору и анализу информации и доказательной базы, моделирования и тестирования.
- Использование международных ресурсов и адаптация к решению проблем местного характера.
- Укрепление образовательных ресурсов через систему мотивации и инвестирование в развитие ППС
- Профессионализм, основанный на компетенции
- Синергия медицинского образования, науки и практики
Сейчас вуз проходит полномасштабную трансформацию. В структуру КазНМУ в 2018 году передали сразу пять ведущих казахстанских НИИ. Планка по подготовке высокопрофессиональных специалистов поднимется еще выше. С 2019-2020 учебного года в Казахстане состоится переход на шестилетнее обучение медицинских специалистов и в связи с этим в университете меняется модель образования.
«Основной целью новой модели образования станет создание за первые шесть лет обучения своего рода «универсального доктора», имеющего практические навыки в педиатрии, основах хирургии, акушерства и других фундаментальных медицинских дисциплинах. Для этого нужно в первую очередь сделать упор на практическом закреплении приобретаемых знаний. Впоследствии, опираясь на приобретенный опыт, врач сделает выбор узкой специализации», — поделился Нургожин.
Разработаны новые интегрированные программы: «Общая медицина», «Педиатрия» и «Стоматология» – 6 лет; «Фармация» – 5 лет.
Интернатура и магистратура введены в единую 6-летнюю программу базового обучения — вместо действующей программы 5 (бакалавриат)+2 (интернатура). По окончании 6-ти лет выпускнику будет выдаваться диплом о высшем образовании MD/+MSc, что означает присуждение степени магистра и присвоение квалификации врача.
Также, с этого года университет может самостоятельно присваивать степень PhD по специальностям Медицина, Общественное здравоохранение, Фармация и Технология фармпроизводства.
В магистратуре и докторантуре КазНМУ разработал собственные программы: Биомедицина, Менеджмент в здравоохранении, Электронное здравоохранение, Глобальное здоровье, Эпидемиология, Психология в здравоохранении, Косметология в фармации. Кроме того, Университет реализует совместно с КБТУ программу магистратуры «Биоинформатика».
Также в вузе планируют присваивать студентам двойной диплом совместно с Санкт-Петербурским химико-фармацевтическим университетом. Помимо этого, студенты КазНМУ смогут получить диплом американского вуза. Они получат степень бакалавра по специальности «Общественное здравоохранение», совместно с университетом UA SUNY (США), в котором они будут обучаться один год.
В рамках Дней казахстанской медицины в Узбекистане Талгат Нургожин подписал Меморандумы о сотрудничестве между КазНМУ и Ташкентской медицинской академией и Ташкентским Фармацевтическим институтом, которые предусматривают совместную подготовку квалифицированных медицинских и фармацевтических кадров, проведение совместных научно-практических исследований и академический обмен.