Ректор КазНМУ Талгат Нургожин выступил за декриминализацию врачебных ошибок
Врач-анестезиолог клинической больницы 4 Алматы Аскар Тунгушбаев, арестованный после смерти сына руководителя департамента полиции Алматы Серика Кудебаева, отпущен из-под стражи под подписку о невыезде, пишет NUR.KZ со ссылкой на пресс-службу управления здравоохранения города.
«Одна из самых важных профессий во всем мире – врач. С рождения и на протяжении всей жизни каждый человек обращается за помощью к людям в белых халатах. Сейчас в обществе распространено не совсем верное восприятие медицины и значения работы врача.
Понятно, что в этой сфере, как и в любом другом деле, бывают ошибки, связанные с внутренними и внешними факторами. Но это не значит, что медицина должна быть подвергнута гонениям.
На сегодняшний день медики несут уголовную ответственность за врачебную ошибку. Дело Эльмиры Малиевой продемонстрировало всей медицинской общественности, что врачи не защищены и могут сесть практически за что угодно. И за то, что врач не делал, и за то, что должен был делать и сделал. Люди, которые принимают решения, особенно это касается специальностей, которые связаны с инвазией и критическими состояниями, особо подвержены такому преследованию.
Я полностью согласен с министром здравоохранения Елжаном Биртановым в том, что необходимо исключить уголовное преследование медицинских работников за врачебные ошибки, так как это ведет к оттоку специалистов из высокорисковых сфер деятельности и в конечном итоге негативно влияет на обеспеченность страны медработниками.
Для меня как ректора крупнейшей кузницы медицинских кадров вопрос принципа — введение статьи в Уголовном кодексе, которая не позволит сажать врачей в тюрьму за неумышленные осложнения при лечении. Это крайне важный вопрос. В своем желании оградить врачей, прежде всего, от тюрьмы — мы всегда будем стоять на стороне врачебного сообщества.
Приговор врачу затрагивает только медицинское сообщество, потому что медики понимают, что любая медицинская манипуляция может вызвать как прогнозируемые, так и непрогнозируемые последствия и осложнения…
Если за непрогнозируемые последствия лишать свободы врачей, кто захочет лечить? В конечном итоге, врачи будут избегать тяжелых пациентов, в страхе получить осложнение и сеть в тюрьму.
К каждому пациенту, который лежит перед ним, врач всегда будет относиться с полной самоотдачей. Но надо четко понимать, что произошло в каждом конкретном случае. Ни один врач в мире не заинтересован в осложнениях или гибели своего пациента. Никто не отрицает понятия профессионального риска, существует такой риск, что если операцию не делать, то человек может умереть.
Но в результате операции могут возникнуть осложнения. И при лечении возможны различные осложнения. И не за каждое осложнение доктор должен быть наказан. Необходимо систематизировать формы наказания врачей.
Медицина — это система взглядов на болезни. Болезней сотни тысяч, а число их комбинаций бесконечно. В законах болезней правил ровно столько же, сколько исключений.
Медицина – область знаний, в которой закономерности диагнозов попираются нетипичными симптомами, а исходы болезней часто непредсказуемы. Нет такого врача, который не ошибается. Но он не делает это преднамеренно. И именно за ошибку при лечении не должно быть уголовного преследования.
Как специальность медицина – тяжелая профессия с точки зрения обучения и становления. Чтобы стать врачом человек должен длительное время много трудиться и учиться.
Винить врача за ошибку в решении, принимаемом такой ценой – значит уничтожить нашу профессию, самую гуманную профессию в мире. Сделать бессмысленным весь этот опыт.
В результате молодое поколение медиков будет просто бояться идти в практику. Испокон веков в медицине было очень важно, чтобы врач гордился тем, что он делает. Призвание в медицине – это основополагающий толчок, а реализовать свое признание – всегда большое счастье.
Пока не поздно мы должны нейтрализовать отрицательное восприятие обществом работы врачей. Мы твердо стоим на необходимости декриминализации врачебной деятельности.
Может ли далее врач заниматься профессиональной деятельностью должен решать не суд, а профессиональное врачебное объединение, как это происходит в других странах.
От лица всех людей в белых халатах, тех, кто трудится ради здоровья народа мы призываем защитить нашу спасающую людей профессию.
И в заключение я хочу напомнить притчу о враче и сыне.
Один врач бегом забежал в больницу, потому что его срочно вызвали на выполнение операции. Он ответил на вызов так быстро, как только смог. Доктор переоделся и пошел в операционную палату. Он встретил отца мальчика, который находился в месте для ожидания. Как только отец увидел врача, он закричал:
«Почему вы так долго сюда ехали? Вы не знали, что жизнь моего сына находится в опасности… вы вообще безответственный!»
Врач мягко улыбнулся и сказал: «Извините, я был не в больнице, приехал так быстро, как только смог… Теперь, успокойтесь пожалуйста, я приступлю к моей работе».
«Успокоиться? И если бы ваш сын находится в операционной палате сейчас, вы были бы спокойны? Если бы ваш сын сейчас умирал?» — сказал раздраженный отец. Врач снова мягко улыбнулся и ответил:
Врачи не могут продлить жизнь. Я буду сражаться за жизнь вашего сына, мы сделаем все возможное». «Давать советы, не находясь в подобной ситуации, это просто», — пожаловался отец.
Операция заняла несколько часов, врач вышел счастливым: «Слава Богу! Ваш сын выжил!»
Не дождавшись ответа отца, он посмотрел на свои часы и поспешно удалился. Он крикнул отцу мальчика в след: «Если появятся какие вопросы, спросите у медсестры».
«Какой невнимательный! Не мог подождать минуту, чтобы хотя бы рассказать мне о состоянии моего сына».
Медсестра со слезами на глазах не выдержала и сказала: «Сын врача погиб вчера в автокатастрофе, врач был на похоронах, когда его вызвали на операцию ВАШЕГО СЫНА. И теперь он спас жизнь вашего сына, и побежал на конец похорон своего».
Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
Жаңылмайтын жақ, сүрінбейтін тұяқ жоқ…»