Ректор КазНМУ Талгат Нургожин прокомментировал лишение лицензии КазМУНО
Накануне стало известно о лишении генеральной лицензии Казахского медицинского университета непрерывного образования. По информации МОН РК, в ходе проверки в КазМУНО были зафиксированы десятки нарушений, которые своевременно не были устранены.
В связи с этим суд Алматы принял решение лишить ВУЗ лицензии. Вскоре КазМУНО должен прекратить образовательную деятельность.
Каким критериям должен соответствовать медицинский университет и поможет ли казахстанскому здравоохранению лишение лицензии медицинского ВУЗа? С такими вопросами мы обратились к ректору ведущего медицинского университета страны, кузницы медицинских кадров Казахского национального медицинского университета имени Санжара Асфендиярова Талгату Нургожину.
— Добрый день, скажите пожалуйста, как Вы отреагировали на новость о лишении лицензии КазМУНО?
— С двойственным чувством горечи и сочувствия восприняли новость о лишении Казахского медицинского университета непрерывного образования генеральной лицензии. Однако полагаем, что данное решение было неизбежным и своевременным, а результатом остановки образовательной деятельности этого учебного заведения станет повышение качества подготовки будущих врачей. С одной стороны, этот ВУЗ насчитывал почти 60-летнюю историю и осуществлял важную работу по повышению квалификации медицинских работников. И тем печальнее итог неправильных стратегических решений последних лет, искаженного понимания специфики образовательного процесса, в общем всего того, что привело некогда авторитетное учреждение к этому результату. Возможно, КазМУНО следовало занимать эту нишу и дальше, но, к сожалению, университет принял решение развиваться в другом направлении.
— В чем по вашему мнению была главная ошибка руководства КазМУНО и какие критерии важны для оценки качества образовательной деятельности?
— Сейчас в новых реалиях, когда мы стремимся к подготовке медиков нового формата, конкурентоспособных на глобальном рынке труда, как никогда важным становится создание условий для полноценного обучения будущих врачей-универсалов, развитие клинических баз для практики, разработка новых образовательных программ, ужесточение контроля за соблюдением академической честности и уровнем подготовки. Поэтому образовательная деятельность университета и подготовка медиков «с нуля» требует огромных материальных, моральных, физических и интеллектуальных ресурсов. Необходимы симуляционные центры с современным оборудованием, различные лаборатории, музеи пат- и нормальной анатомии и многое-многое другое.
В этом отношении КазМУНО не обладал и не обладает соответствующей базой для того, чтобы начать подготовку врачей с первого курса. Конечно, это огромная потеря образовательного учреждения, в который были вложены труд, силы, интеллект и судьбы нескольких поколений медицинских работников и педагогов. И горько сознавать, что этого можно было избежать при ответственном компетентном подходе…
Особо хочется отметить труд Министерства образования и науки РК, сказать, что они на правильном пути. Реформы МОН направлены на повышение качества образования. Приоритетом страны должно стать не количество университетов, а их качество. Об этом неоднократно говорил Первый Президент Казахстана, Елбасы Нурсултан Назарбаев, и МОН РК целенаправленно и своевременно исполняет данные поручения Лидера Нации.
Действительно, КазМУНО не обладал необходимыми для современного ВУЗа ресурсами, не уделял внимания вопросам комфорта обучения своих студентов. В последние несколько лет КазМУНО и вовсе стал пристанищем для отчисленных за неуспеваемость студентов КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. Это нас давно беспокоило, ведь отчисленные нами за неуспеваемость студенты продолжали получать медицинское образование в стенах КазМУНО. Мы крайне переживали за дальнейшее качество обучения и подготовки будущих врачей. Это, наконец, создавало реальную угрозу для будущего здоровья нации, ведь эти люди будут лечить нас, наших с вами детей и внуков.
— А в каком направлении развивается КазНМУ?
— Казахский национальный медицинский университет имени Санжара Асфендиярова поставил в приоритет качество студентов, а не их количество. За каждое место обучения в КазНМУ ведется нешуточная борьба. Мы принимаем к себе только лучших из лучших, что подтверждают и цифры: в данный момент у нас обучаются почти 12 тысяч студентов, почти 2000 из них – иностранцы, представляющие 21 страну мира, процент трудоустройства выпускников КазНМУ достигает 99,6%, в прошлом учебном году были отчислены 82 студента, 77 из них за неуспеваемость, 5 за нарушение академической честности.
КазНМУ является лидером медицинского образования Казахстана и одним из лучших профильных ВУЗов СНГ. Университет регулярно занимает лидирующие места в образовательных рейтингах. КазНМУ принял стратегию триединства обучения, объединив образование, клиническую практику и науку. Университет в настоящее время является настоящим кластером, в который входят ведущие научно-исследовательские институты, клиники и другие медицинские и образовательные учреждения. В числе преподавателей работают лучшие клиницисты, профессоры и легендарные корифеи казахстанской медицины и науки. Наши студенты имеют уникальную возможность получить сразу 2 диплома, благодаря достигнутым договоренностям и стратегическому партнерству КазНМУ с ведущими иностранными и казахстанскими университетами. КазНМУ вкладывает огромные собственные средства в улучшение комфорта студентов: строятся новые общежития, ремонтируются аудитории, кампус. Полную модернизацию университет провел в симуляционном центре, аналогов которому нет ни в одной стране Центральной Азии. Это современное, оборудованное по последнему слову техники место, в котором практика студентов и работающих врачей проходит без вреда пациентам, потому что подопытными выступают роботы и симуляторы. В распоряжении университета лучшие клинические базы, которые расположены в ведущих городских и республиканских клиниках. КазНМУ обладает широкой сетью собственных университетских клиник, в которых проводятся сложнейшие операции, оказывается медицинская помощь населению всей страны, а студенты имеют возможность наблюдать за работой специалистов и оттачивать полученные знания в практике.
Количество образовательных программ увеличилось практически втрое, достигнув 89, в том числе совместные ОП с другими университетами. Идя в ногу со временем, КазНМУ ставит перед собой новые задачи по улучшению медицинского образования в регионах страны, созданию новых образовательных программ, строительству анатомического театра, детского лагеря и многому другому. Мы прекрасно понимаем, что от действий МОН РК и университетов зависит будущее не просто образования страны, но и развитие всех без исключения сфер жизнедеятельности государства, ведь от того, как учат сегодня нынешних студентов зависит будущее всей страны.
Когда государство и общество требует качественного здравоохранения, необходимо начать реформы с образования, с той первой ступени подготовки будущего врача. Но в условиях, когда один университет предъявляет высочайшие требования к своим студентам, другой ВУЗ спокойно принимает к себе тех, кто не соответствует этим требованиям.
Так быть не должно, и решение МОН РК и городского суда правильное и своевременное. КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова всецело поддерживает принятые и реализуемые реформы Министерства образования и науки РК в этом нелегком, но необходимом деле по очистке сферы образования от слабых университетов. Все это делается в интересах самих студентов и страны в целом.