Роль Санжара Асфендиарова в развитии исторической науки (к 130-летию)
При рассмотрении процесса становления исторической науки Казахстана, наряду с такими учеными, как Чокан Валиханов, Алькей Маргулан, Ермухан Бекмаханов, следует отметить значительную работу Санжара Асфендиярова. В частности, роль Санжара Асфендиарова как первого историка-марксиста советского периода должно получить обьективную оценку и историческое изучение его трудов.
Санжар Асфендиаров родился в 1889 году в Ташкенте. Его политическая деятельность совпадает с установлением Советского правительства. Он занимал различные политические посты в советской системе [1, стр. 61]. Поэтому научное наследие деятеля написано в рамках идеологии этого периода. Однако в этой статье мы хотим отойти от оценки научных концепций и взглядов личности с точки зрения современного этапа. В данной работе была поставлена цель исторического обзора трудов Санжара Асфендиарова в исторической науке Казахстана.
В исторических трудах С. Асфендиарова в основном проявлялись признаки советской идеологии. Поэтому субъективные факторы и партийные принципы в научных исследованиях были наиболее препятствием объективному написанию казахской истории.
В 30-е годы перед исторической наукой Сталин поставил цель доказать, что Октябрьская революция является законным, объективным мировым явлением. Задача написания казахской истории с марксистско-ленинским подходом возложена на С. Асфендиарова. Почему поставлена такая цель? Это важный вопрос. Так как марксистская- материалистическая историческая концепция, как «цепочка общественных экономических формаций», внедряет теорию «единой общечеловеческой истории» и провозгласила, что во всем мире социалистическое (коммунистическое) общество выигрывает через социальную революцию. Казахстан также должен был пройти этот путь [2, с. 23-24].
В 1921-1922 и 1925-1928 годах деятельность в Москве способствовала политической и творческой зрелости Асфендиарова. В 1927 году С. Асфендиаров был окончательно переведен на научную работу и назначен директором Института востоковедения им. Н.Н. Нариманова при центральном исполкоме РСФСР. Это был один из 11 научных и высших учебных заведений того времени, который относится к центральному исполнительному комитету РСФСР. После этого он вскоре получил звание профессора по Восточной истории Московского государственного университета [4, С. 217-218].
В 30-е годы ХХ века С. Асфендиаров был в числе первых руководителей и организаторов, заложивших фундамент Казахстанской базы Академии Наук СССР. Он в мае 1932 года вместе с академиками А. Н.Самойлович, Б. А. Келлер, О. Э. Брицке, профессорами М. Н. Толеповым, Г. Барышниковым вошел в состав президиума Казахской базы. Работал секретарем отдела общественных наук. С. Асфендиаров стремился привлечь внимание ученых к изучению актуальных проблем исторической науки, памятников культуры, богатого литературного наследия народов, населяющих край. Благодаря самоотверженному труду таких ученых-деятелей, как С. Асфендиаров, Казахстанская база со временем становится настоящим научно-организационным центром.
В истории Казахстана особое значение имеет изучение Казахстана, получившего в развитии казахской науки в истории ХХ века, основная инициатива — это создания Академии наук Казахской ССР. Одним из тех, кто принимал активное участие в работе исследовательского общества Казахстана, стал Санжар Жафарович Асфендиаров, имеющий свое место в науке, истории и культуры Советского Казахстана [3].
В 1933 году С. Асфендиаров по просьбе президиума Академии Наук СССР был руководителем историко-археографической комиссии казахского филиала, затем был назначен заместителем народного комиссара народного просвещения Казахской АССР, возглавлял управление университетом, библиотекой и науки Казахстана.
Санжар Асфендиаров, выступая на собрании научных работников, проходившем 2 августа 1933 года в г. Алматы, обратил внимание на подготовку научных кадров: «На повестке дня возник вопрос о создании научно-исследовательского института национальной культуры. О том, что с каждым годом теряются и на грани исчезновения ценности устной литературы, такие как пословицы и поговорки из фондов нашей национальной культуры, рассказывает в прошлом году товарищ Исаев. Сегодня трудно, что сохранение этих памятников народного творчества никого не беспокоит. Все это может исчезнуть без следов. А оставлять богатое историческое наследие будущим поколениям — наш долг » [4, С. 223] — особое внимание уделяет вопросам культурного наследия.
В 20-30 годы ХХ века наблюдался прогресс в изучении истории Казахстана. Тем не менее, труды исследователей были посвящены новым и, говоря языком академика Р.Б. Сулейменова, только сложным и нуждающимся проблемам новейшей эпохи, а С. Асфендиаров исследовал историю казахского народа с древнейших времен.
В 1933 году в журнале «Большевик Казахстана» ученый, в статье «Некоторые основные проблемы истории казахов» писал: «Мы впервые приступаем к созданию истории казахов» [5, с. 254].
Обращая внимание на изучение истории революционных и национально-освободительных движений на востоке С. Асфендиаров по этому вопросу высказал свое мнение в работе «История национально-революционных движений на Востоке», изданной в 1932 году в г. Алматы.
В 1935 году профессор С. Асфендиарова совместно с П.А. Кунте, впервые в Советском источнике издал первый том сборника документов «Прошлое Казахстана в материалах и источниках», а через год — второй том. В сборнике приводятся отрывки из произведений древних и средневековых авторов, путешественников, историков. На самом деле, выход в свет этого уникального сборника данных, в который вошли многие восточные и русские нарративы, которые впервые вошли в научный оборот [5], стал значительным событием в научной жизни республики.
После этого сборника в 1935 году издан учебник С. Асфендиарова «Очерки казахской истории». В учебнике Автор пишет историю казахского народа в виде марксистско-ленинской концепции, классовой борьбы. Например, в вопросе периодизации в этом труде автор разделяет историю казахского народа на три эпохи: 1) Ханский период; 2) подданство; 3) советский период. В этой работе ограничен хронологический масштаб казахской истории без учета древнейших времен. В то же время, как истинный источник казахской истории, рассмотрение советского периода было записано под влиянием политической системы [7].
Основной стержень исследования профессора С. Асфендиарова -последствия, вызванные политически-экономическим, социальным состоянием жизни колониального Императорского русского правительства во второй половине XIX и начале XX века. Да, это был колониальный период истории казахов. Вторая часть «Истории Казахстана» Автор назвал «Колония казахстанско – российского империализма». Приведем отрывок из этого труда: «Российский капитализм… вырос на крови миллионов трудящихся, его история» вписано в летопись человечества пламеняющим языком меча и огня». Еще один отрывок: «…завоевание царизмом Казахстана, а затем и Средней Азии сопровождалось насилием и жестокостью, не уступающим тем, которые так мастерски изобразил К. Маркс [8, с. 127.].
В художественном произведении-повести «Шатер мира» Санжара Асфендиарова, которая вышла в 1935 году расскажет о самых сложных событиях истории Туркестанского края в 1907-1921 годах. Это произведение носит псевдоним С.Ж. Асфендиарова — С. Джафарова.
По словам ученого историка Х. Абжанова, есть несколько оснований, что автор произведения Санжар Асфендиаров. Во-первых, мысли, выводы и мнения, высказанные в других трудах ученого, повторяются в повестях. Во-вторых, главным героем повести стал прототип Ага-Аббаса сам — Санжар Жагипарулы. Жизнь, деятельность старшего Аббаса в 1917-1921 годах — путь С. Асфендиарова, вехи его жизни. В-третьих, в статье «Казахстанская правда», опубликованной в 1936 году, Т. Рыскулов открыто указал, что повести» Шатер мира » написана не С. Джафарова, а С.Ж. Асфендиарова [4, С. 218-219]. Несмотря на идеологическое давление, его труд был издан монографией «Национально-освободительное восстание 1916 года в Казахстане». Научная работа помогает раскрыть причины восстания, вызванные социально-экономическими и национальными интересами.
Санжар Асфендиаров, наряду с научно-исследовательской работой, провел огромную работу по педагогической деятельности. Так, в 1934 году на коллегии Народного комиссариата Казахской АССР обсуждается и утверждается программа обучение казахской истории, составленная профессором С. Асфендиаровом для 6-7 классов средних общеобразовательных школ Казахской ССР. На прохождение материалов программы было выделено 24 часа и предусмотрено обучение учебному пособию профессора С. Асфендиарова.
Учебник издан в 1935 году в объеме 105 страниц в Казахском государственном издательстве тиражом 27 тысяч экземпляров, в следующем 1936 году ему было заказано десять тысяч экземпляров [5, С. 254-255].
Санжар Асфендиаров был арестован 22 августа 1937 года как «Враг народа». Так, 29 сентября 1937 года газета” Казахстанская правда “опубликовала письмо студентов Казахского института марксизма-ленинизма под названием «японский шпион в роли историка». В нем обвиняют профессора, как «японский шпион».
В 1938 году был приговорен к расстрелу с обвинительным заключением, состоящим из 11 пунктов. Содержание предъявленных обвинений было главным враждебным взглядом на Советский Союз, в 1929-30 годы был одним из организаторов восстаний против Советского правительства в Казахстане, Алма-Атинский ВУЗ провел работу по привлечению студентов и преподавателей в организацию, с 1920 года проводил шпионскую работу в пользу Англии, Японии и Германии [4, С. 220-221]. Конечно, эти обвинения были достаточны для того, чтобы искоренить деятеля.
Процесс формирования казахской науки принадлежит к началу ХХ века. Санжар Асфендиаров, бесспорно является ученым проводивший научную систематизацию истории, не говоря уже о просветителе второй половины ХІХ века Чокане Валиханове.
Он посвятил большую часть своей жизни изучению казахской истории, открыл дорогу для последующих профессиональных исследователей. Санжар Асфендияров — великий казахский ученый, внесший огромный вклад в становление и развитие исторической науки.
Дюсенова Н.К.
Кандидат исторических наук,
доцент КазНМУ им. С.Д. Асфендиарова
ЛИТЕРАТУРА:
- Алаш. Алашорда. Энциклопедия // Құраст: Ғ. Әнес, С. Смағұлова. – Алматы: «Арыс» баспасы, 2009. – 544 бет.
- Жұмабаева Ж. Асфендияров – тұңғыш марксист тарихшы // Қазақ тарихы. 2010, №6.
- Селкебаева А.Т. Қазақ АКСР Халық ағарту комиссариаты жанындағы Қазақстанды зерттеу қоғамы: құрылуы мен қызметінің тарихы (1920-1936 жж.). Тарих ғылымының кандидаттығын алу үшін дайындаған авторефераты. Алматы. 2007.
- Назарбаева Г., Әбжанов Х. Қазақстан: тарих пен тағдыр. Мақалалар. – Алматы: «Кітап» баспасы – 2003 – 296 б.
- Исабек М.Қ. Санжар Асфендияровтың Қазақстан тарихын оқыту үрдісіне қосқан үлесі // ҚазҰУ хабаршысы. Тарих сериясы, №9. 2009. 253-258 б.
- Асфендияров С., Кунте П.А. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Сб. 1(5 век до н.э. – 18 в. н.э.). Алма-Ата. – Москва. 1935.
- Асфендияров С. Қазақстан тарихының очерктері. Алматы. Санат. 1994. с. 119.
- Асфендиаров С. История Казахстана (с древнейших времен). Алматы, «Санат» 1998, с. 304.
- Асфендиаров С.Д. Национально-освободительное восстание 1916 года в Казахстане. Казахстанское краевое издательство. Алма-Ата – 1936 – Москва.
Ключевые слова:
https://news kaznmu edu kz/роль-санжара-асфендиарова-в-развитии/