СМИ: За последние 3 года на медиков завели свыше тысячи уголовных дел, — Генпрокуратура
Наша следующая тема перекликается с предыдущей. Речь пойдет о профессиональном уровне казахстанских медиков. Точнее о врачебных ошибках. Правда, сами специалисты настаивают, что такой термин юридически не корректен, мол есть прописанное в законе понятие ненадлежащее исполнение обязанностей. Но сути вопроса это не меняет: из-за неверного диагноза назначается неверное лечение, имеет место быть и халатность врачей. Один из последних случаев как раз таки связан с гепатитом в Восточном Казахстане. не удалось избежать летального исхода: от вирусной инфекции скончалась 11-летняя девочка. Запущенная болезнь или врачебная ошибка, разберется комиссия. Теперь непосредственно о теме сюжета, который подготовила Надежда Палинка. Министр здравоохранения Елжан Биртанов предложил исключить из закона уголовное преследование за врачебную ошибку, поскольку это может привести к оттоку специалистов. Конечно, возникла полемика. Представляем срез мнений.
В стенах столичного медуниверситета из года в год студенты набираются знаний. На манекенах набивают руку. Правда, до начала врачебной практики им еще далеко.
Профессия врача по времени обучения считается самой длительной. Через пять лет студенты становятся лишь бакалаврами, это так называемые, врачи общей практики. Затем выбор направления и еще 2 года интернатуры. По некоторым узким специальностям нужно закончить и резидентуру. Это еще 2-3 года. Итого около 10 лет обучения.
Несмотря на всю сложность и возможные риски, будущие врачи говорят, что в профессию пришли осознанно, не задумываясь о трудностях.
Сахи Шейхислам, студент 4 курса медицинского университета г. Астана:
Трудности они везде. Тем более в медицине. У врача ответственность на плечах больше чем его жизнь, акушер-гинеколог, например, отвечает за две жизни одновременно. Осознание ответственности будет подталкивать врача к профессионализму. Медицина она великая тем, что она трудная.
Великая, трудная и не всегда надежная. Так, в Караганде продолжается расследование уголовного дела по факту гибели ребенка в инфекционной больнице. Накануне Нового года трехлетняя девочка скончалась от острой кишечной инфекции. Эксперты должны установить, была ли допущена та самая врачебная ошибка. Но уже сейчас известно, что в день трагедии больную девочку принимал специалист не по профилю.
Диана Бекимова, мама умершей девочки:
Врач оказался вообще никаким не инфекционистом, работает просто педиатром, из-за этого она не могла оказать помощь вовремя. Мы хотим независимую экспертизу, чтобы выявить точно, что какое лечение ребенок принимал, что было неправильно и почему погиб ребенок, мы не доверяем никому, и мы пойдем до конца, чтобы добиться справедливости.
После этого случая обнажилась еще одна давняя и актуальная проблема – дефицит кадров. Как выяснилось, в области не хватает инфекционистов. Сами медики говорят, что молодежь не стремится в профессию из-за огромного объёма работы, риска заразиться и низкой зарплаты.
Амангельды Ибадильдин, профессор кафедры хирургии КАЗНМУ:
У нас нищенская зарплата, представляете? Профессор в Казахстане до того, как тенге у нас упал, получал тысячу долларов, сегодня это 500 долларов. В России врачи получают тысячу долларов, поэтому в Северных областях врачи уезжают. Не хватает врачей даже в условиях областных больниц. И почему сейчас идет в какой-то степени дискредитация врачебной профессии, потому что постоянные репрессии в отношении врачей, на фоне нищенских зарплат представляете еще такие преследования.
Избавить медиков от преследований, в первую очередь уголовных, предложил главный врач страны. Елжан Биртанов считает, что наказывать за врачебные ошибки – нельзя. Мол, наука не стоит на месте, и по каким-то ранее прописанным протоколам — невозможно установить: действительно ли медик предумышленно не спас жизнь пациенту?
Елжан Биртанов, министр здравоохранения РК:
Необходимо разделить случаи халатности от непредумышленного ущерба, который в работе каждого медицинского работника всегда присутствует и будет присутствовать. Если мы будем только идти в плоскости уголовного наказания, то отток кадров и демотивация будет усиливаться.
Так в новых поправках за деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, вместе с уменьшением срока заключения предполагается применение альтернативных мер наказания. Например, наложение штрафов или общественные работы. Для внесения изменений в уголовный кодекс, Минздрав уже направил предложения в Минюст. Правозащитники уточняют, в юридической практике нет определения – врачебная ошибка. Есть 317 статья уголовного кодекса — ненадлежащие выполнение профессиональных обязанностей. Что касается декриминализации таких деяний, юрист Станислав Лопатин категоричен и все-таки больше склоняется к защите прав пациентов.
Станислав Лопатин, юрист:
Вести речь, чтобы исключить эту статью из УК декриминализовать не может идти и речи. Потому, что делал массаж, сломал кость, он должен отвечать, забыл щипцы, тампон внутри человека — небрежность халатность, должен отвечать. Давайте уберем наказание за кражи. Это увеличит кражи, воровать будут в сотни раз больше. Так и здесь. Невозможно добиться эффекта, убрав ответственность.
Сами медики «за» декриминализацию врачебных ошибок. Говорят, профессия в группе риска и на практике всегда есть место исключениям.
Амангельды Ибадильдин, профессор кафедры хирургии КАЗНМУ:
У нас какая ситуация 7-9% населения Казахстана старше 60 лет, у них имеет место не одна болезнь, а несколько. У больного болевой синдром в животе, картина язвы, а на самом деле у него инфаркт Миокарда. Вот как тут оценить действия врача?
Что касается статистики, то по сведениям Генпрокуратуры, которые нам предоставили в Минздраве, показатели изменились. В лучшую сторону. Так, если по 317 статье в 2015 году возбуждено 476 уголовных дел, а в 2016 – 421, то в прошедшем году эта цифра– 176. К слову полемика о декриминализации врачебных ошибок уже вышла за пределы страны. За ситуацией с интересом наблюдают те казахстанцы, что проживают за рубежом. У них есть с чем сравнить. Свой пост об этом в фейсбук разместил Тимур Сейтмуратов. Он работает в США. Говорит, что американские доктора тоже не идеальны и приводит статистику. Согласно последним исследованиям 2016 года, не менее 240 тысяч смертей в год — следствие ошибочных действий медработников. ЗКТ. И это при том, что профессия считается высокооплачиваемой. Врачи там — богатые люди. Правда, свое имущество, как правило, переписывают на третьи лица. По законам США — это лучший способ уберечься от юридических имущественных претензий со стороны разочарованных пациентов. Кстати, как пишет автор, помогают в охоте на врачей целые адвокатские корпорации, представители которых дежурят в больницах сутки напролёт.
Тимур Сейтмуратов, бизнесмен:
Думаю, что в Казахстане декриминализация ошибок имеет право на обсуждение. Однако уверен, что нужно вводить финансовую ответственность клиник по примеру США, раз уж в Казахстане ввели обязательный налог ОСМС. Сажать врачей за ошибку — это потеря профессионала. Но отвечать финансово перед пациентом — это справедливо.
«Понимая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня клянусь быть образцом неподкупности, моральной чистоты и скромности и гордо носить звание медика в ряды, которых я вступаю».
Это студенты первокурсники. Торжественно дают ту самую клятву Гиппократа. В ее оригинале есть несколько принципов, которые по сей день не теряют актуальности. Один из них — не причинение вреда. Но, такие церемонии, конечно, больше для антуража. И произношение постулатов из греческого писания скорее традиция. Есть еще один документ – присяга врача Республики Казахстан. Вот он. По окончании ВУЗа такой листок выдают студенту вместе с дипломом. Правда, понятия морально-этического поведения медика там расписаны иначе и конкретно о не причинении вреда ничего не сказано.
Надежда Палинка, Адиль Онербаев, Катерина Брынюк, Марина Иневатова, Максут Сарабаев, Игорь Волох, Тимур Еркетаев, «Избранное за неделю».
http://www.astanatv.kz/news/show/id/64272.html
© Astana TV