С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЫНКА ТРУДА
Кадры решают все – этот известный всем постулат особенно актуален, когда речь идет о врачах, в руках которых жизнь и смерть человека. Но именно врачей в Казахстане катастрофически не хватает. Ежегодный дефицит специалистов – 5-6 тысяч человек; не хватает нашему здравоохранению и квалифицированного медперсонала среднего звена, мало талантливых в отрасли менеджеров. Но самая большая кадровая проблема – это уровень квалификации людей в белых халатах. Об этом сегодня на страницах «Байтерека» рассуждает ректор Казахского национального медицинского университета, доктор медицинских наук профессор Айкан АКАНОВ.
— О том, что существующая у нас система оплаты труда, мотивация, престиж врачей и средних медицинских работников остаются недостаточными, говорят практически все специалисты и представители общественности. Министерство здравоохранения в последние годы предпринимает очень серьезные шаги по решению этих проблем: государственный заказ на подготовку врачей увеличен до 5 тысяч человек в год, проводится реформа высшего и среднего медицинского образования, создаются специальные программы дополнительного образования по наиболее актуальным темам современного здравоохранения – таким как первичная медико-санитарная помощь, болезни системы кровообращения, кардиохирургия, онкология и т.д. Большие надежды мы связываем с разработанной и обсуждаемой сейчас Концепцией кадровой политики Минздрава РК. Все основные кадровые проблемы в ней получили отражение, намечены конкретные меры.
ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!
Но, на мой взгляд, наряду с традиционными факторами кадровой политики: численность, структура, распределение, условия труда и т.д., – нужно рассматривать эту проблему, в первую очередь, с точки зрения рынка труда медицинских работников. Особенностью новой системы здравоохранения должно быть коренное преобразование культуры взаимоотношений на этом рынке труда. Именно этот рынок должен дать нам портрет нового медработника: как врача, так и среднего медицинского персонала. На этом рынке должны появиться новые лица, он должен соответствовать лучшим западным образцам. А что у нас получается? Медицинские технологии и знания развиваются ежедневно и ежечасно, а существующий рынок труда в здравоохранении нашей страны ничем не отличается от советского. Те же лица, та же расстановка сил, те же традиции – например, главные врачи и их заместители (как правило, хорошие клиницисты) вынуждены заниматься всем, чем угодно, кроме врачевания. Также выключены практически из этого процесса ординаторы, незаметный, бессловесный, находящийся на вторых ролях средний медперсонал.
Как известно, медицинское образование в развитых странах мира работает в зависимости от требований рынка труда, чутко реагируя на все нововведения и новые технологии. Новые специальности появляются оттого, что они нужны потребителям медицинских услуг. К сожалению, наши медицинские организации не работают со своим потребителем – населением – в такой плоскости. И потому не могут сформировать социальный заказ на нового врача и среднего медработника.
КОГО И КАК УЧИТЬ?
Как известно, высшее медицинское образование в нашей стране сегодня развивается в соответствии со стратегией развития высшего образования Казахстана и на сегодняшний день, по моему мнению, отстает от общего развития высшего образования страны на несколько лет. Так, например, лучшие отечественные вузы – КазНУ, ЕНУ и др. – вошли в рейтинг 500 самых лучших университетов мира, внедрили полностью кредитно-модульное обучение, имеют контакты и обмен студентами и ППС с 400-500 вузами мира, развивают мощную университетскую науку, издают журналы с очень высоким импакт-фактором. Под крышей таких университетов функционируют десятки научно-исследовательских институтов и центров, создаются прорывные проблемные лаборатории и бизнес-инкубаторы.
Но еще дальше уходит Назарбаев Университет. Будущий врач-выпускник этого вуза – врач-исследователь, работающий с самыми передовыми технологиями и внедряющий основы доказательной медицины в свою повседневную деятельность, это специалист международного уровня. Это врач будущего.
Даже самые передовые наши вузы отстают по развитию от Назарбаев Университета на 7-8 лет. И это большой стимул для работы! Мы, медицинские университеты, в настоящее время делаем много, чтобы это отставание нагнать. Так, например, наш университет первым в стране перешел на компетентностно-ориентированное медицинское образование. Пытаемся сформировать своего выпускника по пяти компетенциям. Первое – дать знания хорошего международного уровня, второе – крепкую основу для медицинской практики. Третье – научить коммуникационным способностям, т.е. умению врача общаться с больным и его родственниками. Четвертое – дать основы медицинского права. И наконец, научить постоянно работать над пополнением своих знаний.
Эти принципы лежат в основе медицинского образования США, Европы, овладение ими позволит и нашим выпускникам в будущем успешно конкурировать на международном уровне. Я глубоко убежден, что именно такой тип образования будет востребован в нашей стране, и именно такой подход имеет перспективу в будущем. Сейчас мы пытаемся работать с работодателем, чтобы отшлифовать эти компетенции.
А теперь – о подготовке специалистов среднего звена для здравоохранения. К сожалению, начатые реформы в системе среднего медицинского образования, например, идеи 90-х годов о дифференцированной подготовке медицинских сестер (двух-, четырех- и шестилетнее образование) так и остались на бумаге. Наши медсестры и не мечтают о том, чтобы получить высшее сестринское образование или защитить докторскую по сестринскому делу, что для медицинской сестры на Западе – естественное стремление к личностному и профессиональному росту. Наши медсестры мечтают поступить в медицинский университет и стать «таким же врачом». К сожалению, понимание о равнозначности врачебного и сестринского дела в нашей стране отсутствует полностью.
ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ РЫНКУ НЕ СОЮЗНИК
Таким образом, система медицинского образования на сегодня живет сама по себе, а рынок труда медицинских работников сам по себе. Как же можно изменить ситуацию?
Предпринятые в последние годы Министерством здравоохранения усилия об увеличении финансирования здравоохранения, заработной платы медицинских работников являются очень важными и нужными. И сейчас, как мне кажется, наступило время нам всем задуматься, почему эти усилия не дают ожидаемого эффекта?
Мне кажется, главной идеей сегодня является отход от жесткого централизованного рынка труда к более гибкой, рыночно ориентированной модели. Пришло время его либерализации, ведь невозможно дифференцировать и контролировать деятельность каждой медицинской организации и каждого медицинского работника. Должна быть определенная децентрализация и повышение ответственности каждой медицинской организации и ее руководителя. Сегодня за конечный результат деятельности системы здравоохранения отвечают Министерство здравоохранения и облздравы. Необходимо создать солидарную ответственность – на уровне каждой больницы, каждого лечебного учреждения, каждого врача и каждого среднего медицинского работника. Дифференцированная оплата труда, как гарант качества медицинских услуг, должна быть в определенной степени переложена на плечи медицинских организаций и медицинских учреждений. Первым серьезным шагом в этом направлении, на мой взгляд, является относительная автономность медицинских организаций. И здесь Министерство здравоохранения проводит огромную работу по переводу казенных предприятий в предприятия с правом хозяйственного ведения – ПХВ. В прошлом году практически все руководители медицинских организаций, около 1500 человек, прошли семинары по переходу на ПХВ. Но, увы, в результате на новый метод ведения хозяйства перешло не более 10 процентов медорганизаций.
Почему так случилось? В чем причины? Нежелание областных акиматов и облздравов дать относительную экономическую свободу медицинским организациям, боязнь потерять контроль? Робость и страх ответственности у руководителей? Несовершенство законодательной базы у ПХВ? На эти вопросы надо быстрее находить ответы. Медицинские учреждения, обладающие правом хозяйственной деятельности, должны сами распоряжаться заработанными деньгами, устанавливать дифференцированную оплату труда и думать о своем развитии. К сожалению, наш анализ показал, что подзаконными актами в виде документов минфина и минэкономики самые главные цели ПХВ полностью нивелированы. Сегодня эти предприятия отличаются от казенных незначительно, всего на 10-15%. Имеет ли смысл в таком случае, считают многие руководители, затевать реформы? Имеет! Иначе мы никогда не выберемся из таких, к примеру, ситуаций, какая сложилась в Южном Казахстане. В перинатальном центре этого региона происходит 40-45 родов ежесуточно (для сравнения: в Северном Казахстане их количество составляет 5-6). Там и там по два дежурных врача на 300 коек. Что можно спросить с врача из ЮКО при такой нагрузке? Число детей до 1 года, находящихся под присмотром одного участкового врача, в области доходит до 100-120 детей, в СКО – 25-30. А нормативы одни и те же, и зарплата у этих врачей одинаковая.
Но если дать, в рамках общего бюджета, относительную свободу регионам и больницам, то эту проблему можно решить в рамках нормального предприятия ПХВ.
ВРАЧУ – ЛЕЧИТЬ,
МЕНЕДЖЕРУ – ОРГАНИЗОВЫВАТЬ
Врач должен заниматься только врачебной деятельностью. Вся остальная медицинская деятельность должна быть переложена на плечи подготовленного среднего медперсонала. Мы видим из примера западных стран, что подготовленные медсестры могут руководить поликлиникой, детской консультацией, домом престарелых, хосписом, центром реабилитации, центром ПМСП и т.д. Если мы хотим спрашивать с врача «по полной программе», то должны освободить его от несвойственных функций и использовать его по прямому назначению. На мой взгляд, это позволит сэкономить не менее 30-40% врачебных должностей. Для этого необходимо серьезно пересмотреть концепцию среднего медицинского образования как основу сестринского дела, перейти на многоуровневую подготовку среднего медперсонала, начиная от технического (2 года), среднего (4 года) и высшего сестринского образования.
Но если мы говорим, что врач должен заниматься врачебным делом, а медсестра сестринским делом, то всем остальным должны заниматься специально подготовленные люди – менеджеры здравоохранения. Для этого необходимо пересмотреть все функциональные обязанности. По этому блоку должна быть разработана программа подготовки менеджеров, экономистов, социальных работников и т.д.
Все это касается только основных проблем кадровой политики. Для их решения предполагается при нашем университете создать научно-практический ресурсный центр, который бы провел анализ законодательной, нормативной, правовой, экономической основы. Это будет первый этап по нововведениям на рынке труда медицинских работников, а на втором – необходимо создать экспериментальную площадку на областном, городском, районном, региональном уровнях систем здравоохранения.
Думаю, энтузиасты найдутся, и пора уже от слов переходить к делу.
Записала
Наталья ТОДОРОВА,
фото Бориса БУЗИНА