Талгат Нургожин: цели расставлены
Основываясь на прошлом опыте, в КазНМУ им. Асфендиярова начинают разработку собственных уникальных программ подготовки нового поколения врачей.
«Без прошлого – нет будущего», — начал свое выступление в ходе традиционных «Августовских чтений» ректор КазНМУ им. Асфендиярова Талгат Нургожин. «Мы должны основываться на прошлый опыт, внедряя новшества и совершенствуя систему подготовки медиков», — отметил ректор. Талгат Сейтжанович подробно рассказал о своем видении дальнейшего развития университета, о его перспективах, о тех задачах и проблемах которые предстоит решить в кратчайшие сроки, чтобы начать движение к главной и, пожалуй, самой амбициозной цели: КазНМУ – лидер в медицинском образования и ведущий научный центр в Средней Азии.
Как подчеркнул ректор Казахского Национального медицинского университета им. Асфендиярова, «направляющим вектором для всех нас должны стать слова Главы государства Н.А. Назарбаева о том, что сейчас кардинально должна измениться роль системы образования, и именно качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития», — отметил Талгат Нургожин.
При этом, по словам Талгата Сейтжановича «именно прошлые достижения должны стать фундаментом будущего успеха КазНМУ».
— Очевидно, что наш самый важный ресурс — наши люди — наши преподаватели, студенты, выпускники и сотрудники, — отметил Нургожин. — Все, чего мы стремимся достичь, должно быть основано на университетском сообществе, с которым обязательно необходимо сотрудничать, на которое нужно опираться и поддерживать дух взаимопонимания. Этот Университет ваш и именно вам уважаемые педагоги, профессора, создавать новое поколение и передавать свой опыт.
В ходе своего выступления Талгат Сейтжанович в качестве примера обратил внимание ППС на принципы работы 10-топ вузов мира.
— Они все имеют свои собственные программы обучения студентов, — заметил ректор. – Мы же пока остаемся под контролем министерства образования и науки и министерства здравоохранения. Наши коллеги в Европе и на Западе много лет назад отказались от классической формы обучения будущих медиков. Да, я согласен с ними, эти формы давно устарели, но категорично отказываться от него все же не правильно. Я считаю, что нам в разработке наших собственных программ стоит основываться на классической форме преподавания, привнося в процесс мировые новшества. Наше будущее – наши собственные уникальные образовательные программы, которые будут нас отличать от других вузов.
Собственно именно внедрение мировых трендов технологий здравоохранения в самые ближайшие годы должны лечь в основу высшего медицинского образования в КазНМУ. Для определения направления развития высшего медицинского образования необходимо обозначить формирующиеся направления развития медицинских технологий. Как отметил Талгат Нургожин, «на сегодняшний день это телемедицина, диагностика, лечение, регенерация, аугментация, биогеронтология».
По словам руководителя старейшей кузницы медкадров уже к 2020 году повсеместное развитие получат домашняя диагностика и роботизированная хирургия. Расширится внедрение лечения стволовыми клетками, пренатальная манипуляция генами, персонализированная медицина. А к 2030 году прогнозируется внедрение встроенных датчиков тканей человеческого тела, биэлектронных препаратов, генной терапии. К 2040 — полное моделирование тела и мозга, технологии антистарения. Кроме того массовое развитие получат технологии миэолектрического протезирования, создания искусственных органов. Отдельной тенденцией будет аугментация — улучшение возможностей человеческого тела, таких как обоняние, слух и зрение. При этом, как отметил Нургожин, ничто не сможет заменить мастерство самого врача. «Какие бы инновации не внедрялись в медицину – руки, уши, глаза врача ничто не заменит», — отметил Талгат Сейтжанович.
Но поскольку дальнейшее развитие медицины и медицинского образования, в том числе невозможно без внедрения инновационных технологий, университет уже с этого года начнет внедрять новшества, которые позволят приблизиться к мировым лидерам.
— В этом году у нас появится отдельная группа резидентов, которые владеют английским языком и которые с первого года обучения будут параллельно с учебой вести работу над научными проектами, — рассказал ректор. – Но мы должны понимать, и стремится к лучшим образцам обучения резидентов, взять, допустим, Америку, там резиденты 88 часов в неделю находятся в клиниках! Американские коллеги говорят: «если вы этого не делаете – вы не можете стать хорошим врачом». Нам предстоит привить нашим студентам стремление и желание как можно больше проводить время в клиниках, чтобы они учились там, набирали опыт. В американском медуниверситете Джона Хопхинса клиническая практика начинается с первых дней обучения! Это и наша цель.
Однако прежде чем студенты КазНМУ смогут на практике обучаться профессии врача, предстоит наладить работу университета с медицинскими учреждениями. Как отметил ректор, сейчас связь клиник с КазНМУ на чрезвычайно низком уровне.
— Наша первая цель – хорошие контакты с клиническими базами, необходимо чтобы клиницисты КазНМУ вносили существенный вклад в работу больниц, в том числе и на уровне дежурств, — подчеркнул ректор. – Сейчас мне приходится слышать много нареканий в адрес наших профессоров, об их не компетенции, отказе консультировать, отказе дежурить и так далее. Я прекрасно понимаю, что сложившаяся ситуация могла возникнуть из-за отмены еще в прошлом году оплаты профессорам за дежурство. Со своей стороны могу пообещать, что оплата дежурств сотрудникам клинических кафедр в соответствии с нормативно-правовыми документами будет восстановлена. И тогда я надеюсь, работу с клиниками нам удастся наладить.
Еще одно новшество в университете в этом учебном году – это приостановление приема иностранных студентов. Мера вынужденная и безусловно временная.
— Я недавно побывал в общежитиях, где проживают иностранные и наши ребята, приезжающие в Алматы с других регионов Казахстана, и которые не первый год учатся в КазНМУ, — рассказал Талгат Сейтжанович. – Я ужаснулся уровню английского языка наших индусских студентов! Они, кроме «Халло», ничего и сказать не могут, и это на третьем году обучения! Нам предстоит разобраться, как их принимали, и как они вообще до сих пор учатся у нас. При этом наши казахстанские студенты в большинстве очень хорошо владеют английским языком. И это не может не радовать. Нам сейчас предстоит еще больший упор делать на обучение на английском языке.
К слову ректор также отметил о необходимости пересмотра критериев приема абитуриентов. В процессе отбора, помимо стандартных тестов, приоритет будут отдавать личным собеседованиям, анализу эссе и другим путям лучшего ознакомления с личностью кандидата. Он также заметил, что давно пора выбирать будущих медиков еще на школьной скамье.
— Я за прошедший месяц побывал во многих государственных и частных клиниках Алматы, и вот знаете, о чем меня попросили руководители клиник, они попросили учить наших студентов улыбаться, быть добрее, — рассказал Талгат Сейтжанович. – В ближайшем будущем в процессе обучения будет углубленно изучаться этика медицины. Это, безусловно, необходимые знания и навыки, так как врач должен уметь всегда и в любых ситуациях проявлять сдержанность, доброжелательность. Грубый врач никогда не вылечит пациента, он только навредит.
В заключение своего выступления в ходе традиционных Августовских чтениях ректор Нургожин отметил, что собственно все предлагаемые новые решения для КазНМУ совершенно органично укладываются в концепцию государственной программы Денсаулык.
— Цели и задачи обозначены, впереди большая работа. Наша миссия – формирование нового поколения медиков. Уже со следующего года мы будет иметь собственные образовательные программы, над созданием которых работа начнется в этом году. Наши выпускники должны обладать навыками клинического мастерства, знаниями передовых технологий, быть пациенто-ориентированными. Все это позволит сделать наших выпускников всегда востребованными для системы здравоохранения не только нашей страны и, но и мира, — подытожил Талгат Сейтжанович.
Пресс-служба КазНМУ