Три источника, три пакета – для всеобщего здоровья
С 2017 года планируется ввести обязательное медицинское страхование, соответствующий законопроект одобрен во втором чтении Мажилисом. Мы попросили прокомментировать его положения ректора Казахского национального медицинского университета им. С. Асфендиярова, доктора медицинских наук, профессора Айкана АКАНОВА.
– Айкан Аканович, этот законопроект вызвал повышенный интерес у казахстанцев. Во-первых, он касается здоровья каждого. А во-вторых, у нас уже был не лучший опыт создания Фонда обязательного медицинского страхования…
– Мне хотелось бы вначале отметить, что представленный в Мажилис проект закона «Об обязательном социальном медицинском страховании» разработан в рамках реализации 80-го шага Плана нации – «100 конкретных шагов» Главы государства. Уже презентован и проект государственной программы развития здравоохранения «Денсаулык» на 2016–2020 годы. Один из его разделов предусматривает введение обязательного медицинского страхования. Он разрабатывался Правительством в течение трех лет совместно с экспертами Всемирного банка.
Учтены прошлые недочеты. В отличие от прежнего нынешний Фонд обязательного медицинского страхования будет создан в форме некоммерческого АО, учредителем и единственным акционером которого выступит Правительство. Что же касается того ФОМСа… Вспомните то время, когда у нас практически ничего не было. Тогда было не до системы здравоохранения. Ею занялись лишь в 1995 году. Я помню, как 15 июня 1995 года Президент Нурсултан Назарбаев, принимая медицинский актив, публично подписал Указ о переходе на страховую модель. И она с 1996 по 1998 год неплохо работала. Но к 1998 году сложилось несколько отрицательных факторов, которые сломали эту ситуацию.
Во-первых, разразился всемирный экономический кризис. В Казахстане ситуацию удалось спасти, но очень дорогой ценой: по рекомендации Всемирного банка и экспертов МВФ было решено закрыть все внебюджетные фонды и перейти на режим военной экономики.
Второй объективной причиной была острая нехватка денег. И тогда фонд явно шел к банкротству. И третий негативный фактор – недобросовестное руководство фонда, хищение государственных денег. Принимая во внимание эти факторы, было принято решение о закрытии ФОМС.
Вместе с тем именно в те годы наши больницы начали получать деньги из трех источников: из бюджета, из ФОМСа, и за счет платных медицинских услуг. Медики почувствовали, что эффективно работать выгодно, да и вся система здравоохранения оживилась. Поэтому я считаю, что создание Фонда медицинского страхования – это был шаг на опережение. Другое дело, что не все вопросы были до конца проработаны. Но мы увидели, что данная система при определенных условиях хорошо работает.
Сейчас эта идея возвращается. Теперь речь идет уже о поэтапном внедрении видоизмененной модели обязательного медицинского страхования, улучшенной с учетом негативного опыта. Думаю, мы увидим, что эта философия дает преимущества, которые не может обеспечить ныне действующая бюджетная модель.
– В чем эти преимущества?
– Во-первых, вводится принцип солидарной ответственности государства, работодателей и граждан за индивидуальное и общественное здоровье. На сегодня у нас есть гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, и мы знаем, что она нам будет оказана. Сейчас мы не отвечаем за свое здоровье. Мы лишь требуем все больше и больше. Но у государства на эти растущие потребности нет денег. Поэтому и решили разделить ответственность между государством, которое берет на себя основную долю финансирования; человеком, который должен отвечать в какой-то мере за свое здоровье; работодателем, которого сейчас мало волнует здоровье своих работников. И эта солидарная ответственность, на мой взгляд, – самое важное в новой модели.
Второе. Благодаря тому, что финансирование идет из нескольких каналов, система здравоохранения становится устойчивой. Скажем, не хватает бюджетного финансирования, и отдельные медицинские программы могут быть закрыты. А если финансирование будет идти из разных источников, программы будут продолжены. При этом деятельность фонда будет прозрачной и строго контролируемой. Люди смогут следить, насколько справедливо распределяются средства.
И третье, что также будет придавать устойчивость системе – эффективность ее использования. Каждый участник программы ОМС заинтересован, чтобы в больницах и поликлиниках было самое современное оборудование, чтобы были высококлассные специалисты. То есть появляется здоровая конкуренция, которой сейчас, к сожалению, в наших больницах практически нет. Таким образом, идеология обязательного медицинского страхования предполагает три основные задачи: достижение солидарной ответственности, обеспечение финансовой устойчивости системы здравоохранения в целом, эффективность оказания медицинской помощи.
– Как будет осуществляться финансирование?
– Поскольку у нас три участника – государство, работодатель и сам человек, то получаются и три пакета услуг. Первый – базовый – представляет собой гарантированный государством объем медицинской помощи, финансируемый из республиканского бюджета. Этот пакет будет доступен всем гражданам Казахстана и составит не менее половины всего объема финансирования. Он включает скорую помощь, санитарную авиацию, медпомощь при социально значимых заболеваниях и в экстренных случаях, а также профилактические прививки. Сюда входит оказание услуг на амбулаторно-поликлиническом уровне с лекарственным обеспечением по социальным болезням, таким как туберкулез, диабет.
– То есть государственное финансирование сохранится. Некоторые боятся, что медицина полностью станет платной и государство снимет с себя ответственность за здоровье своих граждан.
– Если с человеком что-то случится, например, обнаружится онкологическое заболевание, то государство говорит: «я тебе помогу, в беде не брошу». Ведь в одиночку с тяжелыми заболеваниями человеку никогда не справиться. Для этого и предназначен базовый пакет гарантированной медицинской помощи.
Второй пакет – как дополнительный. В нем обозначены болезни, которые могут развиться, а могут и не развиться. Например, можно простыть и заболеть бронхитом, а можно и не заболеть. Может развиться инфаркт, но может и не развиться. То есть речь о рисках заболевания. Поэтому второй страховой пакет финансируется из вновь создаваемого Фонда медицинского страхования: за счет работодателей, участников системы страхования и государства. Государство будет платить за 15 категорий граждан, освобождаемых от уплаты взносов в Фонд соцмедстрахования. В этом перечне: дети и многодетные матери; участники и инвалиды ВОВ; инвалиды, безработные и воспитанники интернатов; студенты и учащиеся колледжей; неработающие беременные женщины и женщины, находящиеся в декретном отпуске; а также: пенсионеры, военнослужащие, сотрудники специальных и правоохранительных органов, лица, отбывающие наказание в исправительных учреждениях.
Во второй пакет входит: амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарная помощь (за исключением социально значимых заболеваний), стационар-замещающая помощь (за исключением социально значимых заболеваний), восстановительное лечение и медицинская реабилитация, паллиативная помощь и сестринский уход, высокотехнологичная помощь. И если его сравнивать с первым пакетом, то, я думаю, этот объем финансирования будет примерно одинаков.
Третий пакет предполагает дальнейшее развитие добровольного медицинского страхования, предполагая, что каждый может создать для себя свой страховой полис.
То есть меняется вся система организации медпомощи. В новой схеме участников будет три: система здравоохранения (отвечает за качество услуг), сам пациент (за свое здоровье) и работодатель (за создание нормальных условий труда, формирование новой культуры здоровья). А государство должно быть над этой схемой, координируя процесс и помогая всем его участникам, используя исполнительские и нормативно-законодательные полномочия.
Другими словами, должно измениться лицо отечественной системы здравоохранения. Врачи и медперсонал будут ориентированы на качество медицинской помощи. Работодатели – на сохранение и укрепление человеческого капитала. Больные – на повышение ответственности за свое здоровье. Вот тогда можно говорить о новой системе здравоохранения.
– По какому алгоритму будет работать система?
– Разработчики программы поступили разумно, предложив поэтапный переход к новой системе. Скажем, в 2017 году работающее население еще не будет делать отчисления в фонд. Оно начнет платить всего 1% со своего дохода, начиная с 2019 года.
– Кто будет делать отчисления?
– С 2017 года будет платить работодатель – пока 2% от среднемесячного дохода своего работника. Неработающее население – так называемые самозанятые – с того же года начинают с 2%. В 2018 году работающее население тоже не платит. А работодатель платит уже 3% от среднемесячного дохода своего работника; неработающие – 4%. В 2019 году работники должны платить 1% от своего дохода, работодатель – 5%; самозанятые – 4%. В 2020 году все работающие должны отчислять 2% от своего дохода; работодатель – 5%; самозанятые – 7%.
Иными словами, это очень щадящая схема. Понятно, что внедрение ее в практику потребует времени и доскональной проработки всех нюансов, чтобы система эффективно заработала в новых условиях.
– Ну, и главный вопрос: страхование средств фонда…
– Фонд обязательного медицинского страхования будет создан при Правительстве. Естественно, что он будет жестко им контролироваться. Я уверен, все мы скоро почувствуем, что новая система значительно облегчит нам жизнь и позволит лечиться комфортно и на высоком профессиональном уровне.