Известный травматолог Канат Тезекбаев поделился лайфхаками для молодых врачей
За плечами Каната Тезекбаева почти 40 лет медицинского опыта. Он является заведующим кафедрой травматологии и ортопедии КазНМУ имени Санжара Асфендиярова, вице-президентом Ассоциации травматологов. У него тысячи благодарных пациентов, которые отмечают его профессионализм и отзывчивость. Специалист уделяет большое внимание практической работе, в то же время он на постоянной основе внедряет инновации в медицинский и образовательный процесс.
В честь Дня медицинского работника Канат Тезекбаев рассказал о своем пути в профессию и поделился лайфхаками, которые помогут специалистам лучше выполнять благородную миссию врача.
Чем интересна травматология
Врачом я мечтал быть всегда и изначально планировал стать хирургом. Еще во время обучения подрабатывал фельдшером. Большую роль в моем становлении именно как травматолога сыграл Чертковер Григорий Борисович. Он был заведующим отделением больницы в городе Аксу в Павлодарской области, куда меня распределили после окончания Семипалатинского медицинского института в 1985 году.
Я был поражен его энциклопедическими знаниями; он щедро делился опытом. С его помощью я увидел, насколько интересна травматология. Каждая кость имеет несколько доступов, можно применить совершенно разные методы в лечении и к операциям всегда интересно готовиться.
Потом были поездки за границу. Я посетил российский Курган, где изобрели знаменитый аппарат Илизарова, другие российские вузы, побывал в Европе, Турции и в США. Это еще больше укрепило мое желание стать травматологом. В профессии очень много технологий: на каждый сегмент костей имеются металлофиксаторы, импланты.
Еще важную роль в моей жизни сыграл профессор, который пригласил в Астану на работу в “Республиканский научный центр неотложной медицинской помощи”. Мы успели поработать во всех регионах Казахстана, я начал заниматься политравмами, а потом решил специализироваться на переломах костей таза. Эту тяжелую патологию сейчас могут оперировать только 4-5 специалистов в Алматы. Мне посчастливилось побывать на учебе в Швейцарии — там изобрели целую методологию лечения костей таза. На сегодня и у нас в Казахстане лечение переломов костей таза находится на должном уровне.
Травматология и ортопедия — это огромная наука. На нашей кафедре сильный профессорско-преподавательский состав и за один год нами было изобретено более 13-ти патентов. Изучать нашу сферу можно бесконечно, ведь помимо травм есть еще и последствия травм, и реабилитация и так далее.
Сегодня — мешок с костями, завтра — ходит и улыбается
Для любого врача самая главная награда — благодарный пациент. Его могут привезти, грубо говоря, как мешок с костями: после ДТП, падения с высоты. А через месяц-полтора он тебя благодарит и улыбается. Именно благодарный пациент мотивирует что-то делать, что-то изучать, доказывать, оказывать квалифицированную помощь.
Никогда не забуду, как мы ездили спасать единственную выжившую в крушении самолета в Жамбылской области в 2015 году. На борту самолета было семь человек и шестеро погибли. А чудом выжившая девушка была в сознании и даже помогала себя искать. У нее был сломан позвоночник, обе ноги, множественные раны на руках и лице. Мы сделали ей вместе с коллегами около 18-ти операций, пока ставили ее на ноги.
Лайфхаки для молодых врачей
Как врач ты не имеешь права на ошибку. Поэтому я всегда своим коллегам советую постоянно учиться, участвовать во всех возможных обходах, много читать, смотреть, как делают операции. Без этого колоссального опыта и знаний будет сложно — в нашей специальности очень часто надо быстро оказывать помощь.
Еще я большой сторонник специализации. Со временем каждый находит свою нишу. Кто-то политравмами занимается, кто-то терапией. Я, вот, углубленно ушел в переломы костей таза.
Чем больше знаний, чем больше начитанности, тем лучше. Сейчас пациенты совершенно иные, чем были в начале моей карьеры. Многие из них очень хорошо, углубленно изучают свои патологии. А есть и те, кто верхов нахватаются и задают вопросы к которым надо быть готовым. Например, сколько, примерно, составят сроки лечения, реабилитации. Вроде простой вопрос, но у пациента есть уже свой ответ из Интернета и вам всегда нужно иметь обоснованную позицию, чтобы его убедить.
Отвечать поможет жизненный опыт, практика. Надо внимательно отнестись к вопросам, подробно и терпеливо все рассказать. Ведь каждый приходит со своей болью и каждый надеется на доктора, к которому пришел. Это тоже важно учесть.
Нередко спрашивают про современные технологии. Например, есть PRP-терапия — процедура, основанная на введении плазмы пациента, обогащенной тромбоцитами, в определенную часть тела. Или SVF терапия — лечение клетками стромально-васкулярной фракции (СВФ), полученных из собственной жировой ткани.
Людей привлекает слово инновационные, но ведь надо подходить критически и со здоровой долей скептицизма. Всегда надо ставить вопрос: поможет ли это пациенту?
Например, есть запущенные степени артроза, но пациент просит врача, говорит: “Давайте попробуем”. Нужно уметь убеждать — ведь все это означает финансовые расходы, порой значительные и не всегда с гарантированным успехом.
То же самое можно сказать про использование аппарата Илизарова для удлинения ног. Я думаю это обоснованно, если есть косолапость и если нужно устранять деформации подросткам. Технически вмешательство несложное и малоинвазивное.
Но, в целом, конечно, гораздо важнее профилактика и превентивные меры. У нас очень много пациентов со спортивными травмами — когда дети не рассчитывают свои силы во время игр или взрослые — во время катания на горнолыжных курортах. Отдельная проблема — петарды. Это очень опасно, и приводит к тяжелым травмам.