6 Международный Летний Курс по Методологии исследования и этике в медицинских науках (KocUniversity, Стамбул, Турция)
ОТЧЕТ
по 6 Международному Летнему Курсу по Методологии исследования
и этике в медицинских науках (KocUniversity, Стамбул, Турция)
(6th International Summer Course on Research Methodology and
EthicsinHealthSciences)
Программапрофинансирована Fogarty International Center /NIH 1R25TW009248 Research Ethics Initiative grant.
Целью курса является исследование потенциала посредством местных и международных научно-исследовательских соглашений. Первая неделя курса направлена на введение в основные концепции в области статистики и эпидемиологии. Вторая неделя направлена на содействие реализации научно-исследовательского потенциала по этическим концепциям. Курс охватывает практические занятия по методологии исследования, написания проектов, публикаций и этики в медицинских науках.
Уровень А: Основы эпидемиологии и биостатистики (15-19 июня, 2015)
Уровень В: этические аспекты научных исследований (22-26 июня, 2015).
В работе курса приняли участие 40 представителей следующих стран: Турция, Гонконг, Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Казахстан.
Участники Курса от Казахстана (КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова):
- Ералиева Л.Т. (Директор Научно-исследовательского института фундаментальной и прикладной медицины имени Б.Атчабарова);
- Мустафина К.К. (Директор Учебного Департамента «Базовых дисциплин»);
- Шамсутдинова А.Г. (Начальник Отдела менеджмента научно-исследовательских работ);
- Дощанов Д.Х. (ассистент кафедры «Коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии»);
- Кызаева А.Д. (ведущий специалист Центра доказательной медицины);
- Карибаева И.К. (преподаватель кафедры «Политика и управление здравоохранением»);
- Сагындыкова З.Р. (преподаватель кафедры «Политика и управление здравоохранением»);
- Абирова Ж.М. (преподаватель кафедры «Политика и управление здравоохранением»);
- Мендалиев Н.А. (преподаватель кафедры «Политика и управление здравоохранением»);
- Аскарова А.Е. (преподаватель кафедры «Патологическая физиология»);
- Алиева Ж.О. (ассистент кафедры «Акушерство и гинекология №1»).
Задачи на Уровень А:
- Определение основных статистических и эпидемиологических концепций
- Оценка методологии в научных публикациях
- Сбор данных и менеджмент
- Выбор соответствующих статистических тестов
- Как читать и писать научные статьи
Задачи на Уровень В:
- Представление о создании международных научно-исследовательских партнерств и этики
- Увеличение исследовательского потенциала
- Разработка научно-исследовательских перспектив общественного здравоохранения
- Использование научных доказательств в медицине и здравоохранении
- Подготовка предложений для институциональных наблюдательных советов
Основное содержание уровня А – эпидемиология на современном этапе, виды исследований, типы дизайна исследований, размер выборки и ее виды (систематическая, стратифицированная, кластерная), распространенность заболеваемости, использование поперечных исследований.
Была уделена большая роль статистике. Обсуждены виды статистических тестов, возможности проверкинаучнойгипотезы, виды переменных, зависимые и независимые группы, нормальное и ненормальное распределение, параметрические и непараметрические тесты, t критерий Стьюдента и ANOVA (Analysisofvariance) – дисперсионный анализ, определение нулевой и альтернативной гипотез, уровня статистической значимости.
Представлены основные методы анализа данных:
- Excell
- Stata
- SPSS
- Access
- Интернет программы и др.
В ходе семинаровбыли проведеныразборы реальных статистических данных, были приведены случаи из практики, примеры из статей.Занятия проходили в форме интерактивных уроков, практических занятий с разбором домашних заданий.
Основное содержание уровня В:понятие «Глобальная этика», исторические периоды развития этики и биоэтики,ненадлежащее поведение в научных исследованиях: фальсификация, плагиат, конфликт интересов, авторство, порядок получения информированного согласия. Подробно освещены вопросы этики в международных исследованиях, внедрения инновационных методов в международные исследования, значимость коммуникативных навыков в международных исследованиях.
Представленыпути получения финансирования для исследований на национальном и международном уровнях, правила написания статей, причины принятия либо отклонения статьи для публикации в журналах с импакт фактором.Рассмотрены основные стратегии в клинических испытаниях лекарственных препаратов.
В ходе семинаров состоялисьоткрытые дискуссии,разбор клинических случаев со сложными этическими вопросами, просмотры коротких фильмов обэтике рекламы, оВилбрукской школе-интернате для умственно-отсталых детей (Willbrookstateschool) и о принятии нового законодательства гражданских прав.