“Рак лёгкого не болит“. Как распознать болезнь, рассказала казахстанский онколог
Рак лёгкого — один из самых коварных видов онкологии: на ранних стадиях его почти невозможно заметить. В Казахстане, по данным Казахского НИИ онкологии и радиологии, только за семь месяцев 2025 года выявили более двух тысяч новых случаев, и, если динамика сохранится, этот показатель может превысить прошлогодний на 5,5 процента. Главная проблема всё та же: поздняя диагностика. Из-за этого примерно 37 процентов пациентов умирают в первый же год после постановки диагноза.
— Сейчас повсеместно говорят о росте онкозаболеваний. Какова ситуация в Казахстане?
— Да, цифры, к сожалению, растут и у нас. И это общемировая тенденция. В 2024 году в Казахстане было выявлено около 42 тысяч новых случаев рака — почти вдвое больше, чем двадцать лет назад. Но есть и хорошая новость: смертность постепенно снижается, потому что многие виды рака стали обнаруживать раньше.
— Но есть заболевания, где по-прежнему всё сложно, например, рак лёгкого?
— К сожалению, это так. В Казахстане примерно 60-70 процентов случаев рака лёгкого обнаруживаются уже на поздних стадиях — третьей или четвёртой. И дело не в слабой диагностике, а в том, что люди слишком поздно обращаются за помощью. На ранних этапах заболевание почти никак себя не проявляет, рак не болит, поэтому многие просто не замечают проблему.
И хотя в этом году рак лёгкого сместился на третье место по распространённости — после рака молочной железы и рака кишечника, он всё ещё остаётся лидером по смертности.
— В каких регионах показатели самые высокие?
— Север и промышленно развитые регионы: Павлодарская область, Восточно-Казахстанская, область Абай. Там больше вредных производств и заболеваемость выше.
— Кто болеет чаще всего?
— В основном, конечно, страдают раком легкого те, кому за 50 лет. В большей степени это мужчины. Курильщики со стажем. Но есть и неожиданные данные: рак легкого стали выявлять и у женщин, при этом некурящих женщин. И причины здесь тоже разные. Это и экологические причины, и отопление наше — там, где дома отапливаются углем, там, где женщины готовят еду на печках с углем, там риск выше. В Казахстане, много таких регионов. Даже у нас, в Алматы, внизу города углем топят. А если человек курит и плюс к этому еще работает в пыльных цехах, в шахтах или там, где есть вредные выбросы, риск еще увеличивается.
— Почему люди не идут обследоваться? Это страх, лень или нехватка времени?
— Вы знаете, мы проводили опросы, и оказалось, что многие боятся узнать диагноз. Страх. Отсюда классическая фраза: «Меня ничего не беспокоит, зачем идти к врачу?» Особенно у мужчин-курильщиков это большая проблема. Хотя простейшие скрининги у нас бесплатные. Их много: на рак шейки матки — от 30 до 70 лет, на рак молочной железы — от 40 до 70, колоректальный рак — от 50 до 70. Это все можно пройти в любой поликлинике, даже если человек не застрахован. Раньше люди говорили: «Мне некогда, я работаю». Мы добились того, что работодатель должен отпускать сотрудника на 3 дня, чтобы он прошел чекап с сохранением заработной платы. Сейчас молодежь очень ответственная в этом плане — они следят за здоровьем, ходят в больницы. Поэтому мы всегда призываем молодых, чтобы они взяли маму, папу, тетю, дядю и прям заставили, отвели за руку на эти бесплатные скрининги.
— Как диагностируют рак легкого в Казахстане?
— Пока у нас диагностируют рак легкого только путем прохождения рентгена, флюорографии, КТ. Но эти методы видят опухоль, когда она уже крупная. Сейчас во всем мире есть так называемый «скрининг рака легкого», где используют низкодозную компьютерную томографию — она позволяет «поймать» образование даже в полсантиметра, то есть на ранней стадии. Мы тоже утвердили такой скрининг в комплексном плане. Мы соединили все онкоцентры и все компьютерные томографы в единую систему. И до ковида провели уже «пилот» в Алматы, Павлодаре и ВКО. И нашли случаи, которые обычный рентген просто бы не увидел. Например, девушка 35 лет работала на заводе, и у нее уже была третья стадия рака легкого, о котором она даже не подозревала. У нее был шок.
— То есть у нее получилось так, как Вы и говорили, что рак не болит? Как тогда его распознать?
— Да, к сожалению, рак не болит до определенного момента. А когда уже начинаются сильный кашель, кровохарканье, боли в грудной клетке — это уже минимум третья-четвертая стадии. И поэтому мы все время говорим: скрининг проводится как раз для тех, у кого не болит. Для того чтобы выявить на ранних стадиях болезнь. Пока ранняя стадия при раке легкого у нас всего 15 процентов. И очень тяжело поймать эту стадию, для этого во всем мире и придумана вот эта низкодозная компьютерная томография. Сейчас министерство здравоохранения отрабатывает этот вопрос. Скрининг будет бесплатным для группы риска – это люди, которые курят больше 20 лет, больше пачки в день и те, кто работают на вредных производствах. Сейчас мы ждем бюджет на это и начнем с самых проблемных регионов.
— Насколько критично время при постановке диагноза?
— В онкологии время — ключевой фактор. У нас чётко выстроен маршрут пациента: от момента постановки диагноза до начала лечения должно пройти не более 28 дней. За этот срок нужно провести КТ, взять биопсию, получить гистологию, поставить пациента на учёт и определить тактику лечения. Иногда перед стартом терапии требуется стабилизировать сопутствующие заболевания или нормализовать анализы. Если этого не сделать, человек может просто не выдержать химиотерапию. Поэтому скорость и корректировка лечения в динамике играет важную роль.
— Недавно в регионах появились современные бронхоскопы. Это поможет изменить ситуацию?
— Да, это важный шаг. В некоторых регионах действительно долгое время не было современных бронхоскопов. Раньше врач смотрел буквально «в трубочку», сейчас работает с полноценным изображением на мониторе. Современный бронхоскоп позволяет чётко видеть опухоль, точно брать биопсию, фиксировать всё на видео. Пациент получает диск, а мы — гораздо более качественный и быстрый диагностический материал.
Бывает, заходишь в бронхи, а они полностью поражены опухолью. И тогда обычная широкая трубка просто не проходит. Для таких случаев мы закупили сверхтонкие бронхоскопы: они аккуратно проходят, не травмируя ткани. У них есть миниатюрные щипцы — врач может взять биопсию и тут же прижечь место, чтобы остановить кровотечение.
Такие приборы в 2024 году в клиники Алматы и Уральска поставила компания AstraZeneca. На этой неделе установили такой же в Шымкенте. Это ускоряет диагностику.
— А как вообще дело с оснащением онкоцентров в регионах?
— С 2018 года мы системно работаем над этим. Есть регионы, которые уже полностью закрыли этот вопрос. Например, Павлодарская область — у них полный комплект техники. В Усть-Каменогорске тоже, его отметил даже Президент. В области Абай открыт Центр ядерной медицины — там проводится единственное в Казахстане лечение рака щитовидной железы. В Астане — великолепный онкоцентр, в Алматы. В Актау всё необходимое тоже есть, в Атырау завершаем дооснащение. Уральск недавно полностью обновили. Мы делаем все, чтобы пациенту не приходилось выезжать из страны.
— То есть оборудования хватает. А кадров?
— Здесь сложнее. У нас есть двухлетняя резидентура: на старте приходит около 50 человек, а к концу остаётся только 30. Эти 30 — своего рода «штучный товар», мы знаем всех в лицо и отправляем по больницам. Но кто-то не выдерживает нагрузку онкологии, кто-то уходит по личным причинам. По всей стране не хватает примерно 200 районных онкологов — в некоторых поликлиниках их просто нет.
Да, есть меры поддержки: например, в Петропавловске платят 10 миллионов тенге подъемных — врачи поработают, а потом уезжают. В шести университетах Казахстана есть кафедры онкологии, ежегодно выпускают 20-30 резидентов. Но даже этого недостаточно. Онкология — очень тяжёлая профессия, остаются в ней единицы.
— Что бы Вы посоветовали пациентам?
— Не ждать симптомов! Я еще раз хочу повторить: рак не болит, может не быть никаких симптомов. У нас все мировые конференции начинаются с рака лёгкого, это реальная проблема. Рак стал очень агрессивный, его тяжело обнаружить. Поэтому ежегодно проходите профилактические осмотры, это не формальность — это ваше здоровье.
Материал предназначен для широкой аудитории. Информация, предоставленная в данном материале, не представляет собой и не заменяет консультацию врача. Необходимо получить консультацию врача. Номер одобрения – KZ-6405. Дата одобрения – ноябрь 2025. Дата истечения – октябрь 2027.
Источник: https://tengrinews.kz/article/rak-legkogo-ne-bolit-raspoznat-bolezn-rasskazala-3385/



